Что такое каякинг? Классические каяки Sit-in. Виды, типы, применение Из чего состоит каяк

Что такое каякинг? Классические каяки Sit-in. Виды, типы, применение Из чего состоит каяк
Что такое каякинг? Классические каяки Sit-in. Виды, типы, применение Из чего состоит каяк

Выбор каяков. Какие каяки существуют, на какие виды делятся и как сделать правильный выбор вы узнаете в следующей статье.

То количество вариантов каяков, которые можно увидеть на современном рынке, просто впечатляет. Это указывает на то, что спрос на подобного рода плавательные средства растет, поэтому производители стараются идти в ногу со временем и стараются предложить потребителям аксессуар, полностью соответствующий им пожеланиям. Только лишь на нашем сайте Вы сможете ознакомиться с более чем 50 моделей каяков от ведущих мировых и отечественных производителей.

Прежде чем осуществлять выбор того или иного каяка, следует четко понимать, для каких целей он предназначен. Важно, чтобы выбранное средство передвижения по воде соответствовало не только техническим, но и эксплуатационным характеристикам, необходимым любителям активного отдыха для комфортного время пребывания. В противном случае, каяк может стать настоящей «головной болью» - прогулки по воде не будут давать удовольствия.

На нашем сайте представлен большой каталог доступных для покупки моделей каяков. Но как правильно выбрать ту или иную модель? На что обратить внимание в первую очередь? На все эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Какие каяки существуют?

Как показывает практика, выбор подходящего плавательного средства для активного отдыха на воде может занимать несколько месяцев. Это не удивительно, ведь очень важно сделать правильный выбор, так как от него зависит дальнейший комфорт и уют.

Чтобы погрузиться в то, какие каяки сегодня представлены на рынке, следует их классифицировать. И сделать это можно по следующим группам.

По способу посадки туриста в лодке

В настоящее время по данному признаку все каяки можно разделить на две группы:

1. Каяки класса «Sit-In» - это плавательное средство, которое подразумевает расположение гребца внутри.

2. Каяки класса «sit-on-top» - средство передвижения по воде, которое подразумевает нахождение гребца сверху, в положении сидя. Следует сказать, что данный тип каяков появился относительно недавно, но так полюбился потребителям, что сегодня пользуется колоссальным спросом.

Типы каяков по варианту конструкции

Что касается деления всех моделей каяков по вышеуказанному признаку, то он подразумевает три группы плавательных средств:

· Разборные каяки (часто их еще называют «каркасными») - это плавательные средства, которые в обычной жизни чаще всего называют байдарками. Чаще всего - это легкие судна, изготовленные из легкого металлического или деревянного каркаса и «обивки», которая покрывает его методом натягивания. В прошлом для этого использовались шкуры животных, сегодня же - специальные синтетические материалы, которые отличаются долговечностью и нетребовательностью в особом уходе. Их главное предназначение - это, как и в прошлые времена, перемещение на длительные расстояния. Их главные преимущества - это возможность компактного складывания, что упрощает хранение и транспортировку.

· - это плавательные средства, которые, по своей сути, очень сильно напоминают нам привычные надувные лодки. Что касается главных преимуществ данного типа каяков - это высокая грузоподъемность, непотопляемость, компактность и удобство транспортировки. Что касается главных недостатков надувных байдарок - это недолговечность, так как при ее производстве используются синтетические материалы, которые имеют особенность выходить из строя со временем или при механическом повреждении.

· Неразборные каяки (так же каяки данной категории можно назвать с «жестким корпусом») - это вариант плавательных средств, которые отличаются от предыдущих вариантов тем, что корпус лодки полностью монолитен. Что касается материалов, которые чаще всего используются для производства данного класса лодок, то это преимущественно стеклопластик и полиэстер.

В зависимости от предназначения плавательного средства

Теперь следует рассмотреть варианты каяков в зависимости от того, в каких условиях и для чего он может использоваться.

1. Прогулочный каяк - в большинстве своем это (или ) широкая лодка с повышенной устойчивостью, предназначенная для обыкновенных спокойных прогулок по короткой воде. Их основная особенность заключается в том, что они отличаются широким корпусом и большим кокпитом. Если говорить о недостатках данного типа плавательных средств, следует отметить то, что оно имеет слабую курсовую устойчивость - если у человека нет определенных навыков, то справиться с данной лодкой будет не так уж и просто.

2. (часто его еще называют «туринговым») - это плавательные средства, которые отличаются самой широкой сферой использования - они подходят и для широких рек, и для узких ручьев, и для морского побережья с высоким уровнем волн. Отличаются более высокой длиной от предыдущего варианта и устойчивостью - ими с легкостью могут подружиться даже новички в данном направлении активного отдыха. Как правило, подобного типа лодки имеют багажные отсеки для еды и снаряжения, поэтому на них можно смело отправиться в несколько дневное путешествие.

3. - средство перемещения по воде, отличающееся большой длиной и заостренной приподнятой вверх носовой частью. Подобное строение специально создано таким образом, чтобы было просто гулять по морю, где большие волны и сильный ветер.

4. Каяки для экстремального отдыха - специальные лодки, которые предназначаются для серфинга, спуска по крутым рекам и т.д. Они должна иметь специальную форму и высоко качество, так как им приходится справляться с серьезными нагрузками.

Если Вы решили приобрести каяк, то мы с радостью готовы помочь Вам осуществить выбор. На нашем сайте представлен большой ассортимент моделей каяков для любых типов активного отдыха: и , и для прогулок по воде, и для туристических и экспедиционных заплывов. Вы обязательно останетесь довольны качеством приобретенной у нас продукции!

Один из наиболее популярных в западных странах видов активного отдыха. Тысячи европейцев в разное время года покидают на выходные свои дома, чтобы пройтись на веслах по прибрежной полосе моря, вдоль живописных обрывистых берегов или красивой равнинной речушке, полюбовавшись окружающей природой. Некоторые даже отваживаются бросить вызов белой воде, сплавляясь по бурным горным потокам. Постепенно каякинг обретает популярность и у нас.
Первые в мире байдарки , теперь известные как каяк , были созданы тысячи лет назад коренными жителями Арктики известными как Эскимосы и Инуиты, которые населяли Гренландию, северо - восток России и Аляску. При изготовлении своих байдарок они использовали древесину и китовую кость, из которых они делали каркас, который потом обтягивали тюленьими шкурами. Чтобы байдарка получалась непотопляемой, воздушные полости Эскимосы заполняли пузырями из шкур, наполненными воздухом.Управлялись эти байдарки , как и сейчас при момощи двухлопастного весла. Эти древние байдарки использовались в течении летних месяцев, в основном для охоты и рыбалки. Слово «каяк» на эскимосском языке буквально означает «Лодка охотников». Европейцы в конце концов обнаружили универсальность каяка и в 1905 году немецкий изобретатель по имени Ганс Клеппер изготовил складную версию каяка, он назвал этот каяк «Fold boat».Так начались первые в мире продажи первого, серийно изготовленного складного каяка.
В 1936 году соревнования на каяках стали частью олимпийских игр в Берлине. Каякинг клубы начали появляться по всей Европе, и каяки становились со временем все более и более популярны.
С 1950 годов каяки впервые начали изготавливать из стекловолокна. Впервые такой каяк изготовила фирма под названием «Valley», который назывался «Anas Acuta». Такие каяки стали еще более легкими, прочными и маневренными, чем их предыдущие собратья.
Первые пластиковые каяки были произведены в 1980 годах, и изготавливаются по сей день. Эти каяки продолжают становиться более легкими, крепкими и универсальными. В данным момент разработано несколько видов каяков для различных спортивных мероприятий. Эти байдарки имеют разную форму корпуса, длину и ширину. В свою очередь, каякинг делится на морской, речной, и озерный.

Речной каякинг в Крыму
Несмотря на их большое количество, реки Крыма маловодны. Это обусловлено засушливым климатом, и небольшой высотой гор, на которых не накапливается достаточное количество снега в зимний период. Речной или whitewater каякинг в Крыму практически не развит, и носит сезонный характер. Сплавы по горным рекам возможны в Крыму во время весенних паводков с марта по май. В это время в горах происходит мощное таяние снега, и уровень воды в реках существенно увеличивается. Известны случаи частичного прохождения рек Черная, Бельбек, Кокозка.

Самым экзотичным, и самым непредсказуемым, пожалуй, является сплав по реке Кокозка в верхнем течении Большого каньона, где сплав возможен только в условиях мощного паводка.

На участке от верховьев каньона до Ванны молодости встречаются участки 4-5 категории сложности, которые характеризуются узкими прижимами, и высокими сложными порогами. Для преодоления таких участков требуется опыт прохождения рек не ниже 3-й - 4-й категории сложности.
Бельбек - самая полноводная река Крыма. Известны отдельные случаи полного прохождения реки от села Соколиное - до устья. В основном, р. Бельбек пригодна для прохождения от турбазы Орлиный залет, где встречаются пороги 2-й категории сложности. С 1982 по 1992 год Севастопольская секция водного туризма даже проводила открытые соревнования по гребному слалому на р. Бельбек и Черная.
Р. Черная - по полноводности немногим уступает реке Бельбек. На данный момент это самая интересная река для сплава, а Чернореченский каньон, по которому течет река с одноименным названием не уступает по красоте Большому каньону Крыма. В верхнем течении в районе вершины Кизил-Кая река имеет очень сложные пороги, до 5-й категории сложности! Ниже по течению, извилистая река образует узкие прижимы, сливы, и пороги - водопады высотой до 5 метров. Самый интересный для прохождения участок начинается от вершины Кизил-Кая до с. Морозовка, в нижнем течении реки. Ниже села - река имеет спокойный характер течения.
На устье реки Черная, в поселке Инкерман, в месте где река впадает в Севастопольскую бухту, ранее существовала база всесоюзного значения по «гладкой гребле» - (одна из олимпийских дисциплин), где ежегодно тренировались сотни спортсменов с разных городов и областей Украины и бывшего СНГ. Сейчас на базе Инкерманской спортивной базы по гладкой гребле, тренируются десятки спортсменов, организуются спортивные соревнования по гребле на каноэ и байдарках.

Морской каякинг в Крыму.
Морской каякинг или сиякинг (Seayaking) получил более широкое распространение в Крыму, ввиду благоприятных условий, и живописной береговой черты Черноморского побережья Крыма. Морской каяк отличается от речного килеватыми обводами и более удлиненной формой корпуса,. Одноместные морские каяки бывают длиной от трех, с небольшим, до пяти и более метров. Такой каяк с легкостью преодолевает большие волны, и способен выдержать небольшой шторм. У него высокие мореходные качества, которые зависят еще и от мастерства гребца. Морские каяки или сияки, как их еще называют, в зависимости от формы и посадки гребца делятся на Sit-in (где нижняя часть гребца находится внутри замкнутого объема корпуса каяка, который называется кокпитом. При этом нижняя часть тела гребца, изолирована от попадания воды специальным водонепроницаемым фартуком, который плотно облегает верхнюю часть талии, а его края крепятся к краям кокпита.) и Sit-on top (в этом случае гребец сидит в открытом углублении, и никак не изолирован от попадания воды на нижнюю часть тела, так как вся нижняя часть находится на поверхности каяка, который представляет из себя водонепроницаемую пластиковую капсулу)

Каяк сит-ин:

Каяки Sit-in - идеально подходят для длительных путешествий по морю, океану, арктическим и антарктическим водам, они имеют отсеки для хранения вещей и продуктов. Известны также случаи пересечения Атлантического океана на каяках. Впервые это сделал Франц Ромер в 1928 году, а впоследствии Ханнес Линдеман в 1956 году и Питер Брей в 2001 году. Для плавания на sit-in каяках надо пройти специальный курс обучения, по самоспасению на воде. При опрокидывании такого каяка надо уметь подняться в вертикальное положение при помощи весла не покидая посадочного места, такой способ самоспасения получил название «эскимосский переворот»

Каяки Sit-on top более в большинстве случаев более устойчивы к опрокидыванию, и хорошо подходят для летнего семейного отдыха на воде. По скоростным характеристикам они, как правило, уступают каякам sit-in, но зато их универсальность делает их более доступными для новичков и людей разных возрастных групп. Эти каяки позволяют купаться с них не приставая к берегу, легки в транспортировке, и очень устойчивы за счет соотношения ширины и длины корпуса.

В Крыму морской каякинг интересен на Юго-Восточном, Южном, Юго-западном и западном побережье Крыма. Наиболее интересными районами для сиякинга являются мыс Тарханкут, участок от мыса Херсонес до мыса Айя, мыс Меганом, Новый свет, Карадагский биосферный заповедник, Керченский полуостров, мыс Казантип.

Тарханкут - причудливые формы выветривания берегов, узкие расщелины, сквозные гроты, через которые можно проплыть. Чистая вода. Тарханкут - отличное место для того чтобы совместить каякинг и дайвинг.

Участок от Херсонеса до мыса Айя - пожалуй, самый интересный участок береговой линии Крымского полуострова для сиякинга . Разнообразный рельеф береговой линии, высотой от десяти метров на западе, до шестисот метров на востоке, радует обилием многочисленных бухточек, гротов и затерянных диких пляжей, с разнообразной флорой и фауной. Скалы Юго-Западного побережья Севастополя сложены осадочными породами юрского периода, и имеют очень разнообразный рельеф. Здесь очень много надводных гротов разной величины. В большинство из них можно заплыть на каяке. Ближе к мысу Фиолент, начинается страна вулкания. Скалы высотой до двухсот метров имеют бурый оттенок и состоят из магматических пород. Много миллионов лет назад вулканическая лава вырываясь из морских глубин застыла в причудливых образах сказочных персонажей. Удивительной формы темные вулканические мысы, напоминающие горгульи и химеры готических соборов врезаются с изумрудные пляжи. Над ними белеют известняковые обрывы, пронизанные звенящей зеленью фисташковых деревьев. Идеально прозрачная хрустальная вода и лохматые буро-желтые рифы под нами. Подобно двум стражам, охраняющим покой древнего потухшего вулкана застыли в своих образах две морские скалы-останца Орест и Пилат. Дальше берег поднимается в небо, и перед взором открывается розоватая цельная стена Караньского плато. Плиты мраморовидного известняка - литые, цельные, благородные. Красновато - розовый оттенок камня отражается в идеальной глади воды. Прямо за горой Кая-баши - глубоко в материк, врезается язык Балаклавского фьорда, а прямо за ним виднеется огромный массив мыса Айя, с его известными гротами «Дыхание дракона и Екатерининский. В Екатерининский грот можно зайти на каяке. Массивный скальный свод освещают Лучи солнца, отраженные от дна. Игра света изумрудной бездне лишь немного оживляет это царство Аида.

Карадаг - древний потухший вулкан, с очень интересно выраженным рельефом. В настоящее время недоступен для каякинга, так как является биосферным заповедником.

Новый свет - очень красивое место где плавать на каяке - приятно и интересно. Если повезет то вашими попутчиками станут стаи дельфинов, которые весело резвятся в царской бухте в поисах рыбы.

Каякинг дарит невообразимую легкость от путешествия по морским просторам. Можно в буквальном смысле лететь над водой рассекая безгранично синюю морскую гладь, любуясь окружающими пейзажами. Подплывать к водопаду на расстояние вытянутой руки или исследовать морские гроты и скалистые рифовые островки, посещать интересные или труднодоступные уголки побережья, и дикие пляжи, совмещая это со сноркелингом, дайвингом или рыбалкой. Путешествуя на каяках , вы можете остаться один на один с морской стихией, почувствовав на себе всю ее силу и мощь.

Типы и классификация каяков

Каяк - это небольшая лодка с плоским днищем и невысокими бортами. Термин «каяк» довольно редко встречается на просторах СНГ, где более привычным является термин «байдарка». Каяки бывают разных типов: неразборные, разборные и каркасные

По типу конструкции каяки также делятся на два типа на seat - in (что означает внутренняя посадка) и seat-on-top (дословно означает сидеть сверху)

Seat - in (сит-ин, или закрытые каяки) - это каяки имеющие кокпит, который может быть закрыт сверху брызгозащитным фартухом. Такие каяки идеально подходят для плавания в холодных водах и длительных экспедиций, поскольку имеют герметичные отсеки для снаряжения. В таких каяках нижняя часть гребца защищена пространством кокпита.

Seat - on - top (сит-он-топ или открытые каяки) - такие каяки отлично подходят для отдыха на воде и однодневных путешествий. Преимущество открытых каяков - это то что не требуется никаких навыков и умений для их эксплуатации. Они просты в обращении и безопасны. Сам каяк представляет из себя замкнутую цельнопластиковую оболочку, с посадочным местом для гребца. Особенность в том что эти каяки не имеют кокпита и идеально подходят для отдыха и развлечений на воде.

Неразборные каяки по-другому называют жестко-корпусными каяками. При их производстве по большей части используют монолитный способ создания корпуса, а число швов стараются свести к минимуму. Исходный материал для изготовления каяка может быть разным: полиэтилен, стеклопластик, полиэстер, кевлар и еще многие другие материалы.
Неразборные каяки выделяются отличными ходовыми качествами, высокой грузоподъемностью, управляемостью, живучестью. Их оборудуют множеством герметичных грузовых отделений, а сидения считаются наиболее комфортными из всех типов каяков. Все это делает неразборный каяк наиболее популярным среди каякеров.
Размеры неразборных каяков зависят от их назначения и варьируются между 2 и 5,5 метрами по длине и 40-80 сантиметрами по ширине. Иногда, но крайне редко встречаются и более габаритные каяки.
Главными преимуществами неразборных каяков является их прочность и долговечность. На сегодняшний день при производстве каяков используют прочные полимерные материалы, способные выдержать сильные удары о камни, частое трение о дно или режущие предметы (камни, ракушки, стекло). Пробить корпус неразборного каяка очень сложно.

Многие современные неразборные каяки имеют термоизолирующие свойства, ввиду чего их можно эксплуатировать в зоне повышенных холодов, например, в Арктике. Также серьезным преимуществом некоторых неразборных каяков можно назвать их способность самостоятельно выравнивать небольшие деформации корпуса. При получении вмятин от удара о камни, такой каяк можно выставить на солнце, разогреть поверженный участок при помощи фена или полить подогретой водой. Под действием температуры произойдет выравнивание вмятин и к каяку вернется его первоначальный вид.

В неразборных каяках сидения разработаны таким образом, чтобы гребец имел не менее пяти точек соприкосновения корпуса с телом, за счет чего создается возможность управлять каяком как при помощи весел, так и с помощью движений тела. Такая эргономика позволяет подключить к управлению ноги и спину гребца. Благодаря этому, в корпусных каяках можно быстро накрениться в сторону, совершить мгновенный поворот, а также, находясь в каяке и используя лишь весло, совершить «эскимосский переворот», который заключается в принятии нормального положения в том случае, если каяк перевернулся днищем вверх и человек оказался под водой.
Если каяк выбран правильно, то им можно пользоваться для разных видов каякинга со схожими условиями эксплуатации каяка. Однако есть определенные границы, разделяющие каяки по назначению. Высокую роль в выборе каяка играет то, как и где он будет использоваться.
Наиболее универсальными являются морской и экспедиционный каяк. Плавать на них можно везде кроме небольших бурных речек. Дело в том, что габариты таких каяков весьма значительны: от 4,2 до 5,5 метров по длине, что затрудняет управление. Особенно там, где необходимо совершать частые обходные маневры и быстро менять траекторию движения каяка. Для плавания по бурным рекам следует использовать экстремальные каяки, на которых также можно плавать по морю. Следует отметить, что в спокойной воде экстремальные каяки очень неуклюжи.
Начинающие каякеры часто совершают ошибку, желая купить каяк, который можно использовать везде и всегда. Они хотят одновременно устойчивость для рыбалки или ныряния, высокую скорость и маневренность, высокий уровень грузоподъёмности, легкость, мобильность, компактность, прочность и износостойкость, а также удобные сидения, максимальную безопасность и низкую цену.
Поэтому, выбирая каяк, следует четко осознавать, что такой «универсальный каяк» найти не удастся, так как разные условия использования требуют совершенно противоположных характеристик. Некоторые каяки действительно можно эксплуатировать в различных водных условиях, как морской и экстремальный каяк, но совершенно универсального каяка не существует.
Некоторые продавцы могут предложить «универсальный» каяк, однако на самом деле все это просто очень хорошо сбалансированные каяки, которые хороши везде, но понемногу. Полноценно использовать такой каяк не получится ни в одном виде каякинга.
На сегодняшний день в продаже и использовании лидируют корпусные каяки с пластиковым или полиэтиленовым корпусом. При их производстве используют методики по созданию цельнолитых корпусов. Например, с использованием технологий ротационного формирования или выдавливания двух половин каяка из разогретого до высокой температуры пластикового листа, после чего обе части соединяют в одну. Некоторые компании при производстве каяков используют технологии «выдувания» пластика.
Пластиковые каяки очень популярны благодаря высокому уровню износостойкости при сравнительно низкой стоимости. Также довольно популярными становятся каяки из дерева. Однако деревянные каяки по большей части являются произведениями искусства и не используются в серьезных походах, где красивые отполированные борта быстро покрываются трещинами и сколами. Чтобы надолго сохранить красивый внешний вид, деревянные каяки следует использовать очень бережно, плавать только в чистых водах и избегать контакта с камнями. В виду свой «нежности» серийных моделей деревянных каяков очень мало. Распространены такие каяки в основном в Соединенных Штатах Америки и Канаде. Люди, которые имеют опыт по созданию лодок, часто приобретают не сам каяк, а его чертеж или инструкцию, как сделать деревянный каяк собственными руками.

Каркасные каяки

В основе каркасных каяков лежит крепкий, но легкий каркас из дерева или металла, поверх которого натягивается мягкая оболочка. В древности в качестве оболочки таких каяков использовались шкуры животных, в современном производстве вместо них используют долговечные синтетические материалы, благодаря чему за оболочкой практически не требуется ухаживать.

Каркасные каяки с давних пор используются в качестве транспорта для перевозки различных грузов и людей на большие расстояния. Главным преимуществом каркасных каяков по сравнению с другими типами является их компактность. Разобранный каркасный каяк занимает совсем немного места, что довольно удобно в случае его перевозки и хранения.
Для того чтобы собрать и полностью подготовить к эксплуатации каркасный каяк, силами одного человека требуется от 30 минут до часа. На это время влияют такие факты, как модель каяка и опыт собирающего его каякера. На демонтаж каяка и его последующую упаковку в сумку обычно требуется немного больше времени из-за необходимости очистить от грязи и высушить оболочку и каркас.

Главный недостаток всех разборных каяков - разные размеры кормовой и носовой частей. Неопытные каякеры нередко натягивают оболочку неправильно, а затем уже собранный каяк приходится обтягивать по-новому. Из-за этого многие владельцы собирают свой каркасный каяк в начале сезона, а разбирают после его завершения. Транспортировку и хранение каяка приходится проводить в собранном виде, что сводит на нет его главное и единственное достоинство.

По правилам эксплуатации каркасных каяков, укладка и извлечение груза, а также посадка и высадка пассажиров проходят только на плаву. Это необходимо для того, чтобы предотвратить деформацию корпуса и преждевременный износ оболочки. По той же причине нежелательно тащить груженый каяк по суше и мелководью.

Каркасные каяки абсолютно не предназначены для экстремального использования ввиду низкой прочности оболочки и хрупкости каркаса. При ударах о камни, избежать которых во время спуска по бурной реке невозможно, а также при трении о каменистое дно материал оболочки быстро рвется, а вследствие сильных ударов каркас может деформироваться, треснуть и даже лопнуть. В отличие от цельных пластиковых каяков, в каркасных отсутствуют герметические камеры, которые позволяют каяку держаться на плаву даже в случае пробоины корпуса и частичного подтопления.
Посадка гребца в каркасном каяке свободна, из-за чего его управляемость значительно ниже, чем у цельных каяков, так как гребец не может использовать свое тело в управлении. С целью повышения плавучести каркасного каяка вместо груза кладут герметичные емкости с воздухом, а живучесть увеличивают за счет использования оболочек повышенной прочности. Улучшить же управляемость каркасного каяка практически невозможно.
Ввиду всего вышеперечисленного напрашивается вывод, что каркасный каяк предназначен исключительно для походов в спокойных водах, где не требуется совершать резких маневров. Каркасные каяки являются идеальным выходом в случае сложного подступа к берегу, когда необходимо длительное время идти по пересеченной местности, неся его на себе, а также при отсутствии личного транспортного средства, когда возникает необходимость воспользоваться автобусом или электричкой.

Надувные каяки ничем не отличаются от простых надувных лодок, разве что имеют немного другую форму, они намного уже и вытянуты в длину. К достоинствам надувных каяков относится их высокая мобильность, компактность, малый вес, грузоподъёмность и непотопляемость.
К недостаткам можно отнести чрезмерную мягкость в месте сидения, из-за чего дно прогибается под гребцом. Если груз, расположенный в носовой и кормовой частях, не способен компенсировать вес гребца, то каяк деформируется, что сказывается на его ходовых качествах. Сильнее всего этот недостаток проявляется в одноместном надувном каяке. Кроме того, надувные каяки крайне недолговечны ввиду ограничения срока эксплуатации синтетического материала, из которого их изготавливают. При ударах о камни или трении в камерах каяка могут образоваться трещины и проколы. Также иногда случается расклеивание швов.
Несмотря на высокую грузоподъемность, надувной каяк практически не имеет багажных камер, а весь груз располагается рядом с гребцом и при сильной загруженности остается очень мало свободного места. Частично компенсируют это специальные карманы для груза. Также встречаются модели каяков с увеличенным днищем, что делает их похожими на обычные надувные лодки. Однако, несмотря на все эти ухищрения, свободного места в надувном каяке всегда меньше, нежели в пластиковом или каркасном.
Управлять надувным каяком во время сильного ветра сложно, так как его большая часть находится над водой, создавая эффект паруса. Сильные порывы ветра способны легко отнести каяк далеко от намеченного курса, а идти против ветра или просто держать прямой курс становится почти невозможно. Компенсируется этот недостаток при помощи рулевого управления, специальными направляющими плавниками или за счет физической силы гребца.

Назначение каяка и характер воды, где он должен эксплуатироваться повлияли на формирование нескольких видов каякинга и, как следствие, видов самих каяков:

Прогулочный каякинг характерен использованием небольших одноместных каяков с короткими корпусами или просторных двухместных каяков, у которых отличные показатели устойчивости. Также существуют виды прогулочных каяков со специальным местом для посадки ребенка. Прогулочные каяки можно легко опознать по массивному корпусу и большому кокпиту. Применяют их только в условиях спокойной воды для кратковременного плавания с целью отдыха.
Недостатком всех прогулочных каяков является плохая курсовая устойчивость. Если у гребца недостаточно навыков, то каяк обязательно начнет вилять или пойдет «зигзагом». Преимуществом таких каяков принято считать высокую устойчивость, что немаловажно для новичков. Перевернуть прогулочный каяк очень сложно, а вместительность, комфорт, герметичное багажное отделение и не слишком большая длина делают его идеальным для проведения семейного отдыха.

Туристический каякинг также иногда называют «туринговым», от английского слова «touring» - путешествие. Самым распространённым классом каяка является именно туристический. Как правило, их используют в озерах и широких реках, где вода отличается спокойствием и предсказуемостью. Также их можно эксплуатировать на морских побережьях.
От прогулочных каяков, туристические отличаются очень сильно. Они намного больше в длину и меньше в ширину, однако очень устойчивы. Даже новички на воде осваивают туристический каяк в кратчайшие сроки. Туристические каяки предназначены для дальних походов, длящихся по несколько дней. Для перевозки продовольствия, питьевой воды, а также всего необходимого в походе инвентаря в таких каяках оборудуют два, три и более багажных отсеков. Улучшить устойчивость туристического каяка можно при помощи системы рулевого управления.
При современном производстве каяков для дальних походов, важную роль занимает комфорт. Мягкие регулируемые сидения и высокая спинка создают комфортные условия, что позволяет снизить усталость гребцов во время длительного плавания. На туристическом каяке часто имеется специальная обвязка для крепления дополнительного багажа, а от носа до кормы протягивают страховочный трос, который выполняет роль перил. Используют тросы для переноски каяка, а также в том случае, если каяк перевернулся и необходимо быстро выбраться из него или, наоборот, забраться обратно. Как правило, туристические каяки одноместные, но бывают и двухместные модели.
Уровень комфорта туристических каяков намного выше по сравнению с прогулочными, а их ходовые характеристики приближены к уровню морских каяков.
Обычно скорость передвижения схожих типов транспортных средств близки по значению и определяются в километрах, пройденных за час. Но скорость передвижения каждого каяка уникальна и зависит от многих факторов, таких как: вес каяка и его груза, сила течения, подготовка гребца. Чем более умел и силен гребец - тем быстрее будет идти каяк. От вида каяка зависит легкость его хода по воде, а чем легче идет каяк, тем меньше сил уходит у гребца на поддержание скорости и, следовательно, он получает больше удовольствия от процесса гребли. Если обобщить все вышесказанное, можно сделать вывод, что в каякинге скоростью каяка является легкость его хода.
Главные факторы, от которых зависит легкость движения каяка по воде - это его длина и ширина. Самые быстрые каяки всегда длинные и узкие, за счет того, что сопротивление воды для них минимально. Морские каяки отличаются самым лучшим соотношением длины и ширины.

Спортивный каякинг

Для плавания по морю используют морской каяк. Его легко отличить от речного благодаря длинному и вытянутому корпусу с заостренными и чуть приподнятыми к вверху носовой и кормой частей. Корпус такой формы позволяет каяку без труда преодолевать морские волны, рассекая их носом, а также предохраняет от постоянного заливания кокпит каяка. Главные характеристики, которые требуются от морских каяков - это высокий уровень непотопляемости, хорошая управляемость и способность преодолевать высокие морские волны.
Разновидностью морского каяка является морской экспедиционный каяк. Корпуса таких каяков объемны и массивны с несколькими просторными багажными отсеками, число которых может быть более четырех. На такие каяки, как правило, устанавливают рулевую систему управления, вдоль корпуса протягивают страховочный трос, а палубу обвязывают веревками для крепления дополнительных грузов. Кроме того, на таком каяке обычно присутствует компас или система GPS-навигации. Для их установки в экспедиционном каяке отведено специальное место.
Морской каякинг - это сложный вид спорта, уровень экстрима которого сравним с экстремальным речным каякингом.
Экстремальный каякинг. На западе он более известен под названием «white-water», что в переводе означает белая вода. Имеется в виду, что вода, по которой необходимо пройти на каяке настолько бурная, что из-за пены приобретает белый цвет.
Каяк для экстремального плавания отличается коротким корпусом, длина которого обычно колеблется в интервале от 2 до 3,5 метров, задранной кверху короткой носовой частью закругленной или плоской формы, а также уменьшенной кормой. На таких каяках обычно совершают спуск по бурной реке с множеством поворотов и обилием различных препятствий.
Как говорилось выше, экстремальный каякинг подразделяют на несколько подвидов, у каждого из которых есть собственный перечень требований к каякам. Обобщив их все, можно сформировать три главных направления в экстремальном каякинге:
«Ривер раннинг» от английского river running, что в переводе означает бег по реке. Такой вид каякинга является классическим и представляет собой спуск по горной реке с преодолением небольших препятствий, например, микро-водопадов, небольших порогов и перекатов.
«Крикинг» от английского creek kayaking, что в переводе означает ручейный каякинг. Как и в «ривер раннинг», смысл такого плавания заключается в спуске по бурной реке и преодоление препятствий. Однако препятствий тут, как правило, больше, а их уровень сложности выше.
«Фристайл каякинг» от английского freestyle kayaking (каякинг свободного стиля), по другому его еще называют play kayaking и rodeo kayaking. Это самый сложный и экстремальный вид каякинга. Во время спуска по бурной реке требуется выполнять различные трюки. Делают трюки на «валу» и «бочке» - волнах с пенной шапкой, которые образуются на реках с быстрым течением.
Фристайл каякинг - это неолимпийский, но всемирно известный вид спорта, который развивается быстро и уверенно. Существует множество различных трюков и фигур, список которых растет с каждым днем. Некоторые из таких трюков, базовые, очень просты и их без труда выполняют даже новички, а другие настолько сложные, что исполнять их в состоянии лишь мастера фристайл каякинга.
С каждым годом появляется все больше новых трюков и моделей каяков, на которых можно выполнить сложнейшие фигуры фристайл каякинга. Также во многих странах регулярно проходят соревнования с различным уровнем сложности, начиная от местных и заканчивая чемпионатами стран и мира.
В каждом подвиде экстремального каякинга есть свои особенности, которые требуют каяк, отвечающий определенным характеристикам, самой важной из которых является управляемость. Требования к высокой маневренности обусловлены необходимостью часто совершать резкие повороты, иногда даже полные развороты одним гребком весла. Скорость и курсовая устойчивость для таких каяков считаются менее важными. В условиях спокойной воды экстремальные каяки очень неуклюжи и неспособны долго идти по прямой линии. Управление таким каяком во время штиля требует значительной сноровки, а также большого затрата сил.
В течение последних лет ведутся активные разработки гибридных каяков с выдвигающимся килем. Плавать на таком каяке можно как в бурной, так и в спокойной воде. Кроме того, в гибридных каяках появилось небольшое багажное отделение. Его недостатком является увеличение затрат времени на совершение маневров.
Кроме управляемости, для экстремального каякинга важную роль играет безопасность гребцов, поэтому производители каяков выделяют много средств на развитие систем защиты гребца от травм во время плавания в каяке.
Несмотря на высокие стандарты по защите гребца, экстремальный каякинг все еще очень опасный вид спорта, и для обеспечения максимальной безопасности каякеры, как правило, страхуют друг друга во время спуска.
Каяки для серфинга - это небольшие, обычно не более 3 метров в длину, плоскодонные каяки, созданные специально для плавания по морю и преодоления волн. По внешнему виду такие каяки схожи с досками для серфинга, и на самом деле являются гибридом между доской и каяком. Очень низкий борт, вздернутый нос и опущенная корма позволяют каяку хорошо и уверенно чувствовать себя на волнах. Для обеспечения максимальной управляемости, к днищу каяка крепят стабилизирующие плавники. Благодаря отличной управляемости, можно использовать каяк для серфинга в экстремальном каякинге. Делятся такие каяки на два вида: seat-on-top и seat-in. В первом гребец может располагаться и сидя, и стоя, а во втором только сидя.

Профессиональный каякинг

Слаломный каякинг - это уже профессиональный вид гребли, который с 1972 года является олимпийским видом спорта, хотя тогда соревнования по нему проводились лишь один раз. Начиная с 1992 года соревнования по слаломному каякингу стали проводиться на Олимпийских играх постоянно. Такая ситуация повлияла на создание жесткой регламентации касательно каяка (его вес и размеры не должны выходить за допустимые рамки), а также сформировались четкие правила проведения соревнований. К ним относится строгий запрет на установку и использование на каяках любых видов стабилизаторов. Для проведения соревнований по гребле слалом существуют специальные комплексы с искусственно созданными руслами и преградами необходимых уровней сложности.
Цель соревнования в слаломном каякинге заключается в следовании по проложенному маршруту, и поэтапному прохождению через специальные «ворота». «Ворота», отмеченные зеленым цветом, проходят по течению, а отмеченные красным цветом - против течения. Победу одерживает тот каякер, который проходит установленный маршрут за минимальное время. Пропускать ворота, а также дотрагиваться до них веслом, каяком или телом строго запрещено правилами. Нарушение правил ведет к начислению штрафных секунд.
Высокая сложность проходимого маршрута ставит слаломный каякинг в один ряд с экстремальным каякингом. Техника этого вида гребли лежит в основе большинства экстремальных видов каякинга, а многие из лучших экстремальных каякеров начинали свою карьеру именно с гребли слаломом.

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке

Эскимосский каяк

Кая́к - тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики , то же, что промысловая байдарка . Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ ), qayaq (от qai - «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах - из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций [ ] , а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки, т. н. sit-on-top kayak , не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк [ | ]

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большая длина, (ориентировочно, 5 и более метров), а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы держать курс, в том числе на волнении, не «зарываться» в волну. Назначение морского каяка - использование в прибрежной зоне в различных погодных условиях - волнение, ветер, прибой и т. п. Поэтому основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках могут устанавливаться руль, эластичные элементы обвязки для закрепления различных предметов на деке (например, запасное весло, бутылка с водой, картографические материалы, другое походное оборудование и т. п.), леерную обвязку по периметру борта. Конструкция каяка может предусматривать специальное место для установки компаса, GPS-приемника.

Все современные морские каяки имеют герметичные отсеки, используемые в качестве места для хранения груза. Общая емкость таких отсеков может достигать значительной величины (100-200 литров), что позволяет перемещать весь необходимый для многодневных автономных экспедиций груз. Кроме того, наличие герметичных отсеков позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Некоторые модели морских каяков позволяют устанавливать на них аутригеры.

Использование термина [ | ]

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка ». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak . В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке «кайəк» означает большую лодку.

См. также [ | ]

Ссылки [ | ]

Как известно (см. пост ниже) - каяки были придуманы еще задолго до нащей эры. Это были каяки с посадкой гребца внутри каяка. С тех пор много изменилось и каяки стали очень разнообразные, но все же основные черты каяка сохранились.

Классические каяки во всем мире принято называть каяками типа "Sit-in" (с англ. - "сидеть внутри" ).

Каяки sit-in - Это традиционные каяки, в которых гребец (гребец) расположен наполовину внутри корпуса каяка, ноги каякеров "спрятаны" под палубой каяка внутри.

В зависимости от конструктивных особенностей корпуса и материалов, из которых сделан каяк, каяки sit-in бывают следующих видов:

Разборные, или каркасные каяки - Собственно их принято называть "байдарками ". Обычно каркасные байдарки, состоят из прочного и легкого металлического или деревянного каркаса и "кожи", которая натягивается на каркас. Сегодня функцию кожи выполняют синтетические материалы, которые являются более долговечными и не требуют такого тщательного ухода. Главным назначением каркасных байдарок является, как и у их исторических предшественников - перевозка значительных грузов на большие расстояния.
Неоспоримым преимуществом каркасных байдарок является возможность их компактного складывания (сборки), хранения и перевозки, однако на этом, вроде все преимущества и заканчиваются. Для того чтобы собрать каркасную байдарку и подготовить ее к спуску на воду одному человеку требуется в среднем от 0,5 до 1 часа времени или больше, в зависимости от опыта байдарочника и модели байдарки, которая используется. Другая общая для каркасных каяков проблема - это обеспечение симметричности расположения носовой и кормовой частей каркаса относительно оболочки (кожи), здесь имеет значение то, как сшита кожа байдарки. Третьей проблемой каркасных байдарок является их "неуниверсальность": каркасная байдарка не является плавсредством для бурной воды, она недостаточно живучая - контакты с камнями являются внештатными случаями эксплуатации и часто приводят к повреждению оболочки, а на бурной воде контакта с камнями избежать невозможно. Каркасные байдарки недостаточно непотопляемые - у них нет герметичных камер (отсеков), как в современных пластиковых каяках. Они недостаточно управляемые из-за отсутствия жесткости корпуса. Довольно большие габариты и низкая свободная посадка гребец не позволяют задействовать тело в управлении каркасной байдаркой.

Если против столкновений с камнями пытаются принимать меры - доработка шкуры или подкладывание пены, а для оказания эффекта непотопаемости подкладывают емкости (надувные камеры и т.п.), то против "неуклюжести" каркасной байдарки практически ничего невозможно поделать. Большие по размерам каркасные байдарки не предназначены для резких маневров. Их целевое назначение - движение в спокойной или даже стоячей воде по относительно прямолинейной траектории.

Надувные каяки - В некоторой степени похожи по своему принципу на надувные лодки, однако они более узкие и длинные. В общем, основным недостатком некоторых надувных каяков является прогиб каяка в месте посадки гребца под его собственным весом, что вызывает задирание носа и кормы каяка. Особенно эта проблема может быть выражена в одноместных каяках, где сидение расположено по середине каяка. Во избежание этого эффекта каяк должен быть равномерно нагружен по всей длине. Очевидным преимуществом надувных каяков является их непотопаемость, большая грузоподъемность а также компактность в сдутом виде. Среди недостатков можно выделить недолговечность - как и любые синтетические материалы, из которых изготавливаются надувные лодки, они имеют свой ограниченный срок эксплуатации. Также возможны прорезы или прокалывания камер каяка. Немного неудобным может оказаться тот факт, что в надувных каяках нет камер для хранения вещей, иногда они могут заменяться карманами, но все же места у них значительно меньше, чем в каркасных байдарок и неразборных каяков. Выпускаются также модели с немного расширенным дном, но тогда такой каяк уже мало чем отличается от обычной надувной лодки. Могут возникать трудности при использовании надувных каяков в ветреную погоду - надувной каяк довольно легкий и практически "лежит на воде", что приводит к большой парусности, поэтому в ветреную погоду грести на надувном каяке против ветра крайне тяжело, не говоря уже о направлении движения - оно меняется с направлением порывов ветра.

Неразборные каяки - маломерные суда, которые отличаются от всех предыдущих типов, в первую очередь, почти полностью закрытым корпусом. Имеется лишь относительно небольшое отверстие (кокпит) где, расположенное сиденье гребец, и куда собственно, садится последний. В зависимости от назначения каяка размеры могут существенно колебаться: от 2,5 м до 5 м и более в длину а также от 45-48 см. до 70 см и более в ширину.
Неразборные каяки sit-in изготавливаются преимущественно из полимерных материалов, стеклополимеров, карбона, кевлара, полиэтилена, композитных материалов, полиэстера и др. На сегодняшний день неразборные каяки являются безоговорочными лидерами в мире каякинга и именно они приходят в голову в первую очередь при упоминании слова "каяк".

Преимуществами неразборных каяков (в первую очередь - пластиковых) является их долговечность и износостойкость. Современные полимерные материалы могут выдерживать большие нагрузки при резких ударах и столкновениях с камнями, острыми режущими поверхностями (ракушник, битое стекло и т.д.), которые оставляют только царапины на прочном корпусе каяка.
Преимуществом также являются свойства материалов, из которых изготовлены современные каяки - это, в первую очередь, термоизоляция, а также т.н. "память" - при сильных резких столкновениях на корпусе каяках возможны вмятины, для их устранения достаточно просто поставить каяк на солнце и материал восстановит свою форму - вмятины выровняются.
Другим существенным преимуществом корпусных каяков является возможность использовать массу всего тела для управления каяком. Относительно узкий кокпит у многих моделей каяков и жесткий корпус каяка позволяют передавать инерцию и движение всего тела на корпус каяка, легче контролировать крен, осуществлять повороты, а в случае переворачивания - осуществлять т.н. "Эскимосских переворот" (eskimo roll) - то есть возвращаться обратно в предыдущее положение над водой с помощью определенных движений с использованием весла не покидая при этом каяк.

При правильно сделанном выборе каяка его можно использовать в большинстве вод без существенного снижения ходовых характеристик, однако на практике все же есть разделение, где именно характер водной стихии определяет основные характеристики каяка. Поэтому основное, что нужно знать перед покупкой каяка - это воды в которых Вы будете плавать на нем.

Если кратко - морские и экспедиционные каяки можно использовать повсеместно, за исключением малых рек и бурной воды через их большие размеры, которые в среднем составляют 4-5м, что почти исключает вхождения в резкие повороты и резкие стоки или водопады. В свою очередь каяки для белой воды можно с успехом использовать для катания на морских волнах, однако они несколько неудобны на спокойной воде, через короткий корпус, о чем речь пойдет чуть дальше. Есть также категория каяков, которые можно считать универсальными - это средние по размерам, сочетающие определенные характеристики как экспедиционных морских каяков, так и каяков для белой воды. Иногда их называют еще "гибридными каяками " (hybrid kayak ) Однако всегда нужно помнить, что от такого каяка нельзя ожидать 100% отдачи на бурный воде и в долговременной экспедиции морем.

Технологии изготовления каяков.

Бесспорными лидерами среди всех каяков являются полиэтиленовые (пластиковые) каяки, изготовленные из различных видов полиэтилена, преимущественно с применением технологии бесшовного изготовления - ротомолдингу (Rotational Molding ) - ротационного формования изделия из пластмассы. Технология ротомолдинга применяется для производства большинства каяков, которые представлены на интернет портале Pobeach-kayaks.com . Также наряду с ротомолдингом применяют два другие способы изготовления каяков: формирование под высоким давлением (т.н. технология HTP ) по этой технологии производят каяки Prijon) или склеивания двух листов пластика , которым предварительно предают соответствующую форму верхней и нижней частей каяка (так производят каяки канадской фирмы Pelican и др.). Своей популярностью пластиковые каяки обязаны, в первую очередь, доступной цене и износостойкости материалов.

Наряду с этим сегодня также изготавливаются деревянные каяки (Преимущественно из тонких планок кедрового дерева), которые могут быть настоящими произведениями искусства.
Процесс изготовления таких каяков довольно длительный, они могут быть инкрустированы орнаментом и, соответственно, стоят значительно дороже привычных пластиковых или полимерных аналогов. Деревянные каяки значительно легче чем их пластиковые аналоги такого же размера, однако они менее устойчивы к износу и механическим повреждениям, также иногда случается рассыхания и появление щелей. Классические деревянные каяки преимущественно изготовляют в США и Канаде. Средняя стоимость таких каяков ручной работы колеблется в пределах 4000-8000 долларов США а каяки ручной работы высококлассных брендов могут достигать 22000 $. Также продаются наборы комплектующих (до 1500 $), из которых каждый желающий может собрать каяк самостоятельно.

Изготовление деревянных каяков от недавнего времени стало возможно и в Украине. Заказать изготовление каяка по лекалам всемирно-известной компании Guillmont kayaks можно на сайте www.pobeach-kayaks.com При этом стоимость таких каяков, изготовленных в Украине будет составлять от 900 до 1500$ в зависимости от избранной модели.

В зависимости от назначения каяка и вод, в которых используются каяки, принято выделять следующие основные классы каякинга:

Рекреационный каякинг - характеризуется использованием более широких каяков средней длины, которые часто бывают второй даже 3-местными, обычно 3-е место предусмотрено для ребенка. Рекреационные каяки отличаются в первую очередь широким корпусом и большим кокпит. Их главное назначение - короткий активный отдых на воде. Относительным недостатком можно назвать плохую линейную управляемость некоторых рекреационных каяков, при недостаточных навыках техники плотины, каяком может "бросать" в стороны (каяк будто плывет зигзагом. Для исправления этого "дефекта" рекомендуем использовать рулевое весло, которое значительно облегчает управление каяком.Преимуществом рекреационных каяков является их высокая устойчивость на воде а также большой и просторный кокпит, который предоставляет свободу ногам, колени не упираются о палубу каяка, что характерно для морских и некоторых маленьких туристических (туринговых) каяков. Каяки рекреационного класса идеально подходят для семейного отдыха, они вместительные, часто оборудованы герметичной камерой для хранения вещей, не слишком длинные и очень устойчивые на воде. В основном они рассчитаны на короткие заплывы.

Туристический каякинг - или, как его еще называют - "туринговый" каякинг, от англ. touring - что можно перевести как "для путешествий ". Туринговые каяки это каяки, которые могут использоваться наиболее широко. Они сочетают в себе стабильность и комфорт рекреационных каяков а также линейную управляемость и скорость морских (экспедиционных) каяков. Туринговые каяки в о сновном рассчитаны на более длительные путешествия, одно-двухдневные заплывы, преимущественно оборудованы одним-двумя герметическими отсеками для хранения вещей, продуктов и воды. На таких каяках дополнительно может быть установлено рулевое весло (руль), которым управляют (поворачивают) ногами с помощью педалей.Большинство современных туринговых каяков имеют удобное мягкое регулируемое сиденье с высокой спинкой, корпус обтянутый эластичной сеткой и шнуром по периметру каяка, позволяющим ухватиться за каяк в случае переворачивания, когда каякер находится за бортом. Туринговые каяки в основном предназначены только для одного гребца, хотя есть модели и для двух гребцов.

Экстремальный каякинг (whitewater) - Известный также как "бурноводинг". Основным отличием каяков типа whitewater является короткий корпус в среднем от 2,5 м до 3,5 м, который может иметь заостренный нос и срезанную корму. Такие каяки предназначены в первую очередь для прохождения горных рек и порогов наивысшей сложности.

Говоря об экстремальном каякинге всегда употребляют понятие категории сложности реки/воды. На этом остановимся немного подробнее.

Существует шесть категорий белой воды. Вопрос этот спорный и имеет несколько вариантов. Чтобы получить правильное представление о сложности воды, вам понадобиться полное описание. Оно включает информацию о природе порогов, степени и равномерности уклона, количестве и качестве препятствий, возможностях просмотра и страховки, температуре воды и удаленности реки от населенки. Такая система не особо точна и река не всегда вписывается в одну категорию, к тому же существуют индивидуальные особенности восприятия препятствий. Всегда прибавляйте сложности в смысле безопасности на реках с холодной водой и удаленностью от населенных пунктов.

Категория II - для начинающих
Прямые пороги с широкой и чистой основной струей, хорошо видимой с воды. Время от времени необходим маневр, но все камни и средние валы легко обходятся тренированными гребцами. Травмы вне лодки редки и групповое взаимодействие при страховке редко требуется, хотя является обязательным.

Категория III - средней сложности

Пороги с умеренными нерегулярными валами, которые довольно сложно обойти и которые могут залить открытое каноэ. Часто требуется сложный маневр на быстрой струе, полный контроль лодки в узких проходах и у сливов. Можно встретить высокие валы и завалы с топляками, но они легко обходятся, мощные суводи и возмущения струи, особенно при большом расходе воды. Просмотр препятствий с берега рекомендуется неопытным группам. Травмы вне каяка редки, самоспас достаточно прост, но групповая поддержка необходима, чтобы избежать продолжительного купания.

Категория IV - продвинутые
Мощные, интенсивные, но предсказуемые пороги, которые требуют высокой точности управления каяком в турбулентном потоке. В зависимости от характера реки можно наблюдать большие валы и бочки, которые нельзя обойти, а также узкие проходы, требующие точного и быстрого маневра под воздействием струи и ее характеристик. Часто необходимо заходить в суводи, чтобы из них начать маневр или просмотреть порог дальше. Пороги могут потребовать комплекса движений, необходимых для прохода опасных препятствий. Просмотр с берега необходим. Риск получить травму вне каяка варьируется от среднего до высокого. Условия воды делают самостоятельное спасение затрудненным. Групповая страховка обязательна и требует тренированных навыков. Очень рекомендуется уметь стабильно производить эскимосский переворот.

Категория V - для опытных
Очень длинные, с большим количеством трудностей мощные пороги, которые подвергают гребца опасности выше средней. Сливы могут содержать огромные валы и бочки, которые не обойти. Один слив идет за другим, меняя направление потока, что требует сложной траектории движения. Уловы неспокойны, турбулентны и заход в них осложнен. Просмотр с берега обязателен, но часто осложнен рельефом и расстоянием. Сплав вне лодки очень опасен, а страховка сложна даже для экспертов. Для выживания необходимо надежное умение выполнять эскимосский переворот, правильное снаряжение, большой опыт и тренированные навыки страховки и спасработ.

Категория VI - экстремальные
Такие реки представляют высшую степень экстремальной сложности, непредсказуемости и опасности. Последствия ошибок очень серьезны, а спасработы могут быть вообще невозможны. Предназначены только для групп профессионалов, при определенном уровне воды, только после тщательного изучения воды и принятия всех мер безопасности. Эта категория не включает водопады, заранее и ни при каких условиях непроходимые, но может включать время от времени проходимые водопады.
________________________________________ ________
* Информация о категориях сложности воды взята с сайта "Школа Белой Воды ".
Рекомендуем Вам тщательно перечитать материал, изложенный на указанном ресурсе
. http://wwsch.home.nov.ru/index.htm


Морской каякинг
по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на белой воде (бурноводингу. Правда здесь ставятся совершенно другие цели и другие требования к каякам. Первое, что отличает морской каяк из когорты других - это большие размеры и заостренные и поднятые вверх нос и кормовая часть. Такое строение каяка специально приспособлено для разрезания высоких морских волн и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основными требованиями, которые ставятся к морским каякам это его "умение" бороться с волнами, управляемость и непотопаемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также еще называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются, иногда их количество может достигать 4-х. Также на таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта каяках, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных термоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяках и сделать его непотопаемым при любых условиях.