Веер на стену: украшение по фэн-шуй (21 фото). История веера Название большого веера

Веер на стену: украшение по фэн-шуй (21 фото). История веера Название большого веера
Веер на стену: украшение по фэн-шуй (21 фото). История веера Название большого веера

Всего 63 фото

Может показаться странным, что о веере как об искусстве, пишет представитель мужской части населения. Наверное, это бы и было необычным, если бы я рассматривал здесь веер просто как женский аксессуар. Однако, нет - выставка «Веер как искусство» сильно заинтересовала меня, поскольку сам по себе веер является не только «технической составляющей» и частью шарма женщины, но и сейчас, уже практически вполне, стал великим символом ее очарования, глубины женской красоты, основой выражения ее чувств и страстей, что не передать обычным человеческим языком. Женщина, что держит в руках веер или просто смотрит на него, плавно в своих ощущениях погружается в глубины коллективного бессознательного женских тайн, страстей, искушений и трепетных желаний. Вот почему мне было крайне интересно побывать на этой выставке, и уловить этот нежный аромат женской души, что так волнительно пронзает Время...

Выставка проходила в дворцовом павильоне заповедника Коломенское. Это небольшое изящное строение кажется совсем небольшим, однако войдя внутрь это ощущение мгновенно исчезает...
02.

Выставка оформлена как место, где как будто проводятся пышные светские приемы и оно, несмотря на всю свою камерность, вызывает ощущение бального зала. Цвет бордо доминирует в интерьере и вызывает трепещущие чувства волнительного искушения и жгучих тайн…
03.

Когда то веер использовался просто как предмет для «навевания прохлады», но с течением времени он приобрел и другие символические функции - был атрибутом власти и оружием на Востоке, на Западе его преподносили в качестве дорогого дипломатического подарка, в качестве приданого невесты… Веер всегда отражал стиль, моду, уклад жизни и философию своего времени и стал настоящим «зеркалом истории».

В каждой стране оформление веера несло и проявляло в себе национальные черты. Веер всегда имел свое название (имя, сюжет) и занимал особое место как атрибут истинно светской жизни. Он становится непременным дополнением к парадному и бальному дамскому туалету и всегда выполнялся на высоком художественном уровне с использованием чеканки резьбы, эмалирования. Основа веера - станок, изготавливалась из ценных материалов - слоновой кости, перламутра, металлов и отделывалась ценными и поделочными камнями. Экраны вееров делали из бумаги, шелка, кружев, газа, атласа и украшали бисером, блестками и художественными росписями. Невероятный шик веерам придавали использовавшиеся для их изготовления страусиные перья.


Большинство из выставленных в экспозиции вееров периода XVIII-XX вв. относятся к двум основным типам: веер-плие - веер с плиссированным экраном и жестким остовом и веер-бризе - складной веер, состоящий только из твердых пластин. Также мы увидим и более редкие веера-кокарды и веера-экраны. Родина вееров - Франция, Англия, Италия, Испания, Германия, Россия, Китай и большинство из них изготавливались известными мастерами и художниками именитых веерных мастерских.
05.

И, конечно, нельзя не сказать о «языке веера» - секретном коде кавалеров и дам. Похоже, родился он в Испании, где придворный этикет был настолько строг, что кабальеро кроме редких мгновений не мог говорить с возлюбленной о своих чувствах, кроме как жестами и тайными знаками. Веер как нельзя лучше подошел для этой роли - вот так и начал складываться целый мир чувственного общения и изысканного флирта полного намеков и тайн…


А ведь знаете, за каждым таким экспонатом стоят призраки женских судеб, дерзких мечтаний, глубоких разочарований, очарований, трепета, волнительных вибраций любви и жгучего искушения. Веер по своей сути является сильнейшим артефактом, несущим чувства и ощущения своей бывшей хозяйки. Этим то он и заинтересовал меня. Что же я почувствую и узнаю сегодня, очень любопытно!?... Однако, не буду особо останавливаться на каждом экспонате и пытаться рассказывать, что же я ощущаю насчет него - будет лучше, если вы легко расслабитесь, отпустите сознание блуждать и, просто пройдете вместе со мной по этой изящной и восхитительной камерной выставке, ведущей к Мечте…

Веер "Танцующая пара". Россия или Франция, 1890-е. Цевка, шелковая ткань, кружево; роспись акварелью и гуашью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
07.

Веер-бризе. Западная Европа. Первая четверть XX века. Целлулоид; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
08.


09.

Парные веера-экраны «Мужчина в готическом соборе» и Женщина в готическом соборе». Англия. Первая половина XIX века. Дерево; роспись, лак, токарная работа. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
10.

Веер cockade (веер-кокарда). Западная Европа. Вторая половина XIX века. Слоновая кость, дерево, ткань; полировка, резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
11.

Веер-бризе «Два таксы и кот». Германия. Около 1915 года. Целлулоид; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
12.

Веер-экран. Италия. Последняя четверть XVIII века. Слоновая кость, картон, канва, муар, шнур из металлических нитей; токарная работа, рельефная резьба, вышивка гладью, аппликация. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
13.

Веер-кокарда «BONBONS». Франция. Начало XX века. Картон, бумага, чинц: тиснение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.

Детский веер. Франция. 1920-е годы. Целлулоид, перья птиц; Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.


Веер «Пасторальная сцена». Франция 1880-е годы. Художник Пилон Делаво (Pilon Delavolt). Перламутр, бумага, куриная кожа, стразы; резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
15.

Веер «Кружевные цветы». Россия. 1900-е годы. Перламутр, газ, механическое кружево, блестки: полировка, роспись гуашью, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
16.

Веер-плие «Галантная сцена». Санкт-Петербург. Начало 1900-х. Фирма «Александр». Перламутр, фольга, металл, шелковый газ, металлические нити, блестки; резьба, гравировка, золочение, темпера, вышивка. МГОМЗ (Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник Коломенское).
17.

Веер pliant «Перья белого страуса и марабу» с перламутровым остовом. Западная Европа. 1890-е годы. Перламутр, металл, перья белого страуса и марабу; полировка. МГОМЗ.
18.

Веер «Цветущие ветви». Россия. Конец 1880-х. Перламутр, атлас, подкладный шелк; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
19.

Веер неоампирный с блестками. Франция. 1900-е годы. Неизвестная мастерская. Рог, газ, блестки, фольга; резьба, гравировка, золочение, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
20.

Веер-плие «Девушка с кувшином». Франция 1890-е годы. Веерный мастер Жеслен (Geslin). Перламутр, кость, газ, кружево; резьба, роспись, серебрение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
21.

Веер-плие с экраном вышитым гладью. Австрия. Конец 1880-х. Золотистый перламутр, атлас, подкладочный шелк; вышивка гладью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
22.

Веер «Семейная сцена». Франция. Конец 1890-х. Перламутр, кружево, шелк; резьба, золочение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
23.

Веер с экраном из «русского» кружева. Россия. Конец XIX - начало XX-го веков. Черепаха, кружево; полировка, плетение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
24.

Веер «Белый шиповник». Франция. 1900-е годы. Перламутр, кость, газ, кружево; роспись, серебрение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
25.

Веер «Галантное общество в парке». Франция. 1940-е годы. Рог, бумага; гравировка, инкрустация, литография, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
26.


27.

Веер с экраном из тесненной бумаги. Франция. 1840-1850-е годы. Рог, бумаг; резьба, аппликация, литография, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
28.

Веер «Пастораль». Франция. 1840-1850-е годы.
29.

Веер-бризе «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Нидерланды. 1720-е годы. Слоновая кость; роспись, лак. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
30.


31.

Веер резной. Китай. Кантон. Конец XVIII века. Слоновая кость; резьба. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
32.

Веер-бризе «Виноград». Россия. 1870-1880-е годы. Слоновая кость; рельефная резьба, полировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
33.

Веер-бризе «Фиалки и незабудки». Германия. 1870-е годы. Слоновая кость, шелковая лента; полировка, роспись маслом. МГОМЗ.


Веер «Гирлянда цветов». Австрия. 1860-е годы. Кость, бумага; резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
35.

Веер-бризе «Амур играющий на флейте». Германия. 1870-е годы. Слоновая кость, шелковая лента; полировка, резьба. МГОМЗ.
36.

Веер «Аллегория сватовства великого князя Павла Петровича к Гессен-Дармштадской принцессе». Франция, Германия. 1760-1770-е годы. Перламутр, бумага; рельефная и ажурная резьба, золочение, серебрение, роспись гуашью и акварелью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
37.

Веер «Детские сцены». Германия, Франция. 1895 год. Фирма Дювельруа. Художник Г.Шёбель (G.Schbel). Австралийский перламутр, слоновая кость, шелк; резьба, золочение, роспись гуашью и акварелью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
38.

Веера. Выставка "Веер как Искусство" в Коломенском. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
39.

Веер с экраном вышитым блестками. Франция. 1900-е годы. Кость домашних животных, шелк, тюль, блестки; гравировки, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
40.

Веер «Гирлянды цветов и птицы». Франция. 1890-е годы. Кость домашних животных, газ, механическое кружево; полировка, резьба, роспись гуашью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
41.

Веер «Прогулка». Западная Европа. Конец 1890-х. Кость, шелковое полотно; резьба, бронзировка, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
42.

Веер с экраном из механического кружева. Франция или Бельгия. 1890-е годы. Кость, кружево, шелковый газ; резьба, инкрустация, вышивка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
43.

Веер детский. Россия. 1900-е годы. Кость, газ; инкрустация, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
44.

Веер «Розы и незабудки». Вена. 1890-е. Мастерская Грюнбаума. Атлас, кость, роспись, гравировка, резьба. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
45.

Веер-плие «Птичье гнездо на цветущей ветке». Франция. Около 1895 года. Дерево, перламутр, металл, шелковый газ; резьба, тиснение, гуашь. МГОМЗ.
46.

Веер с экраном из красного атласа. Россия. 1880-е годы. Кость домашних животных, атлас; полировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
47.

Веер «Игра волынщика». Франция. 1780-е годы. Слоновая кость, бумага; роспись, гравировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
52.

Веер-скелет «Трио». Франция. 1780-е годы. Слоновая кость, бумага; роспись, гравировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
53.

Веер-плие «Материнство». Париж. 1850-е годы. Художник А.Ciroux. Рош, фольга, перламутр, бумага; резьба, гравировка, раскрашенная литография, акварель, гуашь, сепия. МГОМЗ.
54.

Веер-плие «Встреча Вооза и Руфи». Нидерланды. Около 1750 г. Слоновая кость, перламутр, металл, кожа; резьба, гравировка, инкрустация, золочение, полихромная роспись, белила, темпера. МГОМЗ.
55.

Веер-плие «Суд Париса». Англия. 1780-е годы. Слоновая кость, металл, бумага; резьба, гравировка, золочение, гуашь. МГОМЗ.
56.

Веер-плие «Елизар и Ревекка». Нидерланды. Около 1870 г. Слоновая кость, фольга, бумага; резьба, гравировка, гуашь. МГОМЗ.
57.

Веер-скелет «Сцена в парке». Франция. 1890-е годы. Слоновая кость, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
58.

Веер-плие «Игра в бадминтон». Испания. 1870-е года. Художник Э.Лопес (E. Lopez). Слоновая кость, металл, коленкор; резьба, гравировка, золочение, гуашь, роспись бронзовой краской. МГОМЗ.
59.

Веер «Обожание». Франция. 1890-е годы. Слоновая кость, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
60.


61.


62.


63.

У меня выставка оставила самые позитивные и легкие впечатления и чувства. Мне повезло - в выставочном пространстве практически никого не было и, я мог полностью насладиться как этими чудными воздушными экспонатами, так и ощущениями, что они навевали. Удивительно, но каждый веер хотел раскрыться и, что-то прошептать о своей истории и судьбе его хозяйки. Одни веера вызывали смутные волны восторга и нежности, другие заставляли бессознательно насторожиться - иногда сквозь волны благоухания форм и оттенков прорывались рваные клочья притворства и тонкой жестокости… В общем, каждый здесь может найти что-то свое, то, что ему ближе, то, что захочет рассказать ему его душа. Именно поэтому мы ходим на выставки и в музеи, чтобы дать возможность узнать о себе то, что совсем не осознаем и, что рвется изнутри нашей обыденности раскрыть свои крылья и взлететь…

Китайский веер имеет свою историю, философию, с ним связано много легенд, поверий. Постепенно этот предмет стал частью и нашей культуры. Его используют в виде модного аксессуара или для украшения интерьера в китайском стиле. Широкий ассортимент вееров позволит подобрать изделие на любой вкус.

Китайские веера отличаются формой, видом, размерами, тематикой, рисунками. Изображения всегда несут философский смысл, который символизирует удачу, счастье, любовь; символы рисуют в виде пейзажей, птиц, цветов. Веера выполняются из различных материалов: пластик, дерево, шелк, кружево, бумага. Также можно сделать китайский веер своими руками, который выполняется из сандалового дерева. Запах сандала устраняет бессонницу, депрессию, улучшает настроение. А также веера использовались в боевом искусстве.

Китайский веер

Разнообразные рисунки на веере притягивают счастье, здоровье, удачу, поэтому он будет прекрасным подарком близким и друзьям. Например, журавли, изображены на китайском веере, символизируют долголетие; корабль привлечет богатство и успех в бизнесе, работе; лотос, павлин, сакура - символы любви. Веера из Китая снимают усталость, депрессию, дают заряд бодрости и здоровья.

По фэншую, если правильно повесить веер на стену, он станет талисманом, оберегом. Благоприятный поток энергии наполнит ваш дом счастьем, благополучием, укрепит брак, привлечет богатство. Веер размещается раскрытым опахалом, направленным вверх. Выбирайте для этого предмета место, которое вам надо активизировать. Не стоит размещать большой веер напротив входной двери, так как он способен смести позитив, направленный в вашу сторону. А также не размещайте веер над изголовьем кровати, так как он способен взбудоражить вас и разогнать сон.

В кабинете разместите веер позади кресла, тогда он поможет привлечь успех, финансы.

Большую роль играет цвет веера:

  • золотистый цвет означает долголетие, вечную жизнь;
  • красный веер символизирует удачу;
  • зеленый оттенок подарит спокойствие и надежду;
  • розовый оттенок символизирует любовь и верность;
  • белый веер - символ невинности, скромности.

Повесив веер на стену, вы не только обретете оберег, но и украсите интерьер своего жилья. Ведь разнообразие вееров позволяет подобрать его под любую обстановку. Подбирайте размер веера в зависимости от размеров комнаты. В маленькой комнате лучше повесить небольшие веера. А вот в гостиной или в комнате, где позволяют размеры, большой веер будет смотреться гармонично.

Интересно смотрятся в интерьере зеркальные веера или панно с изображением этого предмета.

Веера могут быть односторонние и двухсторонние. Последние используют не только для интерьера, но и для танца. В Китае танец с веерами - это незабываемое зрелище. Красивые наряды, взмахи веера, которые переливаются узорами, рисунками, раскрываются и закрываются. Балерины в танце подчеркивают движения миниатюрными веерами. Все это завораживает и восхищает.

Танец с веерами

Делаем веер сами

Если вы творческий человек и хотите проявить фантазию, сделайте веер на стену своими руками. Для этого запаситесь необходимыми материалами:

  • бумага или ткань;
  • шпажки из дерева;
  • материалы для декора;
  • нитки, иголки;
  • клей.

Если вы определились с размером и цветом веера, пора приступать к работе. Из основного материала вырежьте заготовку, сложите ее гармошкой, приглаживая при этом сгибы, края закрепите на шпажки из дерева. Нитки и иголки нужны для того, чтобы соединить концы веера. С помощью декора вы сможете украсить веер, как вам захочется, для этого нужен клеевый пистолет и разнообразные ленты, стразы, бусинки, тесьма. Ручку можно изготовить из картона, фанеры и приклеить, используя супрерклей с обеих сторон. После того как ваше произведение будет готово, закрепите веер опахалом вверх.

Китайское опахало как аксессуар

Веер на стену - не единое назначение этого предмета. Веера используют также как модный женский аксессуар. Он легко складывается, имеет небольшие размеры, смотрится женственно и эффектно. Веер используют на показах мод, для фотосессий; их любят дизайнеры, звезды, делая свой образ ярче. Веер из перьев дополнить образ невесты в пышном платье, а также этот аксессуар уместен на балу, вечеринке, в театре. Китайские барышни с помощью жестов веерами выражали чувства и эмоции по отношению к собеседнику.

Кроме того, веер спасет от жары в местах где прохлада недоступна.

Китайские опахала ворвались в нашу культуру и моду, став незаменимой вещью. Ведь они являются не только аксессуаром, предметом интерьера, но еще и символом счастья и благополучия.

В разные периоды времени люди в большей или меньшей степени использовали веера. Это приспособление появилось еще в древности. Об этом свидетельствуют памятники изобразительного искусства, а также упоминания в текстах, дошедших до наших дней.

Все веера можно разделить на два вида – не складные и складные. Несомненно, первые в истории веера не складывались. Они представляли собой лист или круг, прикрепленный к ручке. Историки предполагают, что первые опахала появились приблизительно около 9 тысяч лет назад. Однако самые ранние археологические находки относятся к периоду 770 – 256 гг. до н. э. Найденные бронзовые изделия этого времени имели на себе изображения вееров с длинными ручками. Кроме этого, при раскопках в Цзянлине (провинция Хубэй) были обнаружены некоторые части вееров, которые были сделаны из перьев, прикрепленных к деревянной ручке. В те времена наличие веера говорило о достатке и высоком статусе его владельца.

С течением времени форма вееров совершенствовалась. В период Сражающихся царств (V – ІІІ века до н.э.) в обиход входят опахала полукруглой формы, изготовленные из тонких бамбуковых пластинок. Примечательно, что веерами пользовались все слои населения - и императоры, и рабы. Последним опахала помогали перенести жару во время работы. Императоры же любили под ними отдыхать.

Позже для изготовления вееров начали использовать различные материалы. К примеру, для изготовления ручки веера использовали слоновую кость, рога зверей, бамбук и сандал, а украшали его золотом и нефритом.

В Древнем Риме и в Древней Греции опахала делали из широких листьев или перьев (как правило, павлиньих). Их прикрепляли к деревянной или костяной ручке. Названия такого приспособления в разные времена и на разных территориях отличались. К примеру, древние римляне называли веер - флабеллум, а византийцы – рипида. Последним веер достался от язычников. Византийцы применяли рипиды во время церковных богослужений. Именно от Византии Европа унаследовала веера. Изначально, они представляли собой каркас прямоугольной формы, обтянутый тканью. Первые упоминания о европейских веерах встречаются в описях, датирующихся XIV веком. Несколько позже эти опахала появляются на портретах.

В конце XVI века в Европе (сначала в Великобритании, а потом и в других странах) появились первые ост-индийские компании, которые получили право торговли с восточной Индией. Именно в это время корабли впервые начали доставлять в Европу диковинные вещи с Востока. Наряду с другими предметами, большую популярность получил и складной веер, особенно в Венеции, где этот предмет сопровождал большинство женщин во время карнавала. Веер того времени имел форму полукруга и наибольшую популярность приобрел в XVII веке.

Что касается России, то здесь история возникновения веера начинается приблизительно в XVI веке и представлял он собой опахало, сделанное из перьев, прикрепленных к деревянной или костяной ручке. Иногда их украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Складной веер известен на Руси с XVII века, однако поначалу им пользовались исключительно члены царской семьи и их окружение.

Ситуация поменялась в начале XVIII века, когда Петр I ввел в обиход высших сословий множество западных новинок. Среди них был и веер. Наибольшее распространение этот предмет получил во времена царствования Екатерины II. В этот период он стал практически обязательным атрибутом туалета большинства женщин. Дамы крайне редко выходили в свет без веера. С изменением модных тенденций менялись форма и размер вееров.


Как и многие другие особенности культуры и быта, веера пришли в Японию из Китая . Вероятно, впервые японцы увидели их у корейских принцев, посещавших Японию. С VI-VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Ввезенные китайские веера постепенно приобрели новые формы и появились первые истинно , не похожие на своих материковых предков.

Истоки японских вееров в театре Кабуки

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

Уходит в национальный театр кабуки . Это , в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепенно японские веера стали использоваться в повседневной жизни, но в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива .

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер – отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер – то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке – именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева – все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

Веер – это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги , были сугубо мужским атрибутом – их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги — «васи» — ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко , или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера , впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом – Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу – даже Россию.

Японские веера в мире

Дала человечеству много интересных предметов, которые стали отличными декоративными элементами. Конечно, подобные вещи встречались и в истории многих народов, но именно японцы смогли раскрыть их истинную красоту, а не только функциональность.

Становятся отличным примером этого, потому что они могут только на первый взгляд показаться простым функциональным дополнением. На самом деле каждый веер является настоящим произведением искусства, требующим много сил и времени на создание. Многочисленные ремесла в Японии создали прекрасную культуру, которая порадовала все человечество.

Из истории веера January 18th, 2012

Действительно, история веера не так проста,как может показаться, поэтому, думаю, что мой пост будет интересен не только дамам, но так же и представителям сильной половины человечества, тем более, что в моем рассказе речь пойдет и о восточных боевых искусствах.

О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов. Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров. Он якобы пробрался в спальню к Психее, где его и поймал на месте преступления оскорбленный муж Эрос. Мало того что тумаков надавал, так еще и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрос быстро сменил свой гнев на милость.

В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею. По другой версии: Адам проснулся после сотворения Евы и стал ее рассматривать, а она засмущалась, стала обмахиваться веером и разглядывать райский сад, изображая, что до Адама ей дела нет.

Другая история, более реальная, но от этого не менее красивая рассказывает о том, как в жаркий летний день 3000 лет тому назад китайская императрица Вон Ванк, желая освежиться, сорвала с дерева лист и начала обмахиваться им. Так или иначе, но веер как особый аксессуар, используемый для овевания и охлаждения лица, был известен на Востоке еще с глубокой древности. Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Вот еще одна красивая китайская легенда, по которой первый веер на землю принесла Великая богиня ветра. Она много путешествовала по планете и исполнилась сочувствия и сострадания к тяжкой человеческой доле. Чтобы хоть немного облегчить ее, она подарила людям свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратиться за помощью к Богине.
Китайская традиция так же приписывает изобретение веера мифическому императору древности Шуню.
Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. - 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств - «Чжаньго» (475 гг. - 221 гг. до н. э.). Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца. Причем в Китае он не является исключительно женским атрибутом. Им пользовались и пользуются все - мужчины и женщины, император и придворные, чиновники и простолюдины. : императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе - готовить пищу, варить соль. Искусство вееров в Китае непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Другое применение вееру придумали китайские монахи, превратив его в предмет боевого искусства. За счет усиления железными пластинами они получили оружие, которое могло сбить человека, нанести ему серьезную травму.
Китайцы утверждают, что веер - их изобретение. Для них он является воплощением единства мужского и женского начал - инь и ян. Японцы же настаивают, что веер придумали именно они, причём чуть ли не на все случаи жизни: для дворцовых приёмов, для войны, для танцев и, естественно, для чайной церемонии. Кстати, у китайцев число пластинок веера всегда чётное, а у японцев - нечётное.


Веера самых разнообразных форм и размеров, изготовленные из любых мыслимых материалов, широко использовались представителями всех классов и сословий феодальной Японии. Цели были столь же различны: веер употребляли для просеивания риса, пшеницы и других сельскохозяйственных культур. Он был в ходу в качестве неотъемлемого элемента театральных представлений, танцевальных и поэтических мероприятий, спортивных соревнований (как, например, судейство борьбы сумо). Не реже встречался веер в общественных (ритуальные приветствия), деловых и торговых отношениях (в сфере рекламы). Видимо, поэтому самураи, не желая расставаться даже на поле боя с любимой и столь привычной вещью, превратили веер в потенциальное оружие, причем, весьма эфективное, но об этом чуть ниже, а пока немного из истории.
Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность вопроса его возникновения. В японский иероглиф "oги" - "веер" входит составляющей частью другой иероглиф, означающий "крыло".Что бы узнать о происхождения оги, обратимся к японской легенде, которая повествует и о мастере который изобрел складывающийся веер, способный поместиться в рукаве, изучив крылья упавшей ему под ноги летучей мыши.

Самым наилучшим презентом в Японии полагается веер. Складной веер именуют оги, а веер округлой формы - утива.

К периоду Хэйан (794 - 1185) относится возникновение плоского не складывающегося веера утива, окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки - их было, как правило, 45, 64 или 80 - создавали основу, к которой крепилась японская бумага - васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне». Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Веера оги, которым пользовались и императоры Японии и сёгуны, были чрезвычайно популярны при дворе, где они служили частью личных отличительных знаков, указывая на ранг и положение их владельцев, а так же являлись церемониальными символами, схожими по функциям с королевским скипетром или камергерским жезлом в западных государствах. Оги еще иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами.

Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество ребер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста.

В конце XII столетия веера стали использоваться по новому назначению. Военные взяли на себя функции аристократии, и элегантный хи-оги знати усилиями самураев стал преображаться в оружие, меняя свои деревянные ребра на железные.
Военный класс древней Японии к тому времени уже знал и использовал боевой веер ставший известным как гумбаи.

Веер также мог использоваться для вызова противника на поединок.Гумбаи находит свое применение и сегодня в руках рефери (гьоджи), судящих поединки борцов сумо.
Когда поединок оканчивается поражением одного из борцов, гёдзи - рефери - протягивает специальный веер — гумбай — в восточную или западную сторону, указывая на место, с которого принимал бой победитель.

Возможно, менее впечатляющим, чем гумбаи, однако значительно более смертоносным был складной веер, ставший боевым (гунсен или тесен), который носили самураи, облаченные в доспехи, и веер тетсу-сен (или тессен), который соответствовал бытовому костюму. Эти веера, обычно имевшие от восьми до десяти железных ребер, были удобным оружием для атаки и обороны.

Под покровительством многих кланов по всей стране возникали школы, в которых разрабатывались, проверялись на практике и постоянно улучшались различные стили ведения боя с помощью гунсен или тессен. Заслуженной славой мастеров боевого веера пользовались инструкторы, преподававшие владение мечом из школы Ягю.

В посвященной боевым искусствам литературе содержится «несколько упоминаний о победах, одержанных “боевым веером” против меча, а также множество примеров его смертоносных возможностей как метательного орудия»., искусство боевого веера стало настолько сложным и многосторонним (особенно среди самураев высших рангов), что убежденные в своем превосходстве бойцы не удосуживались применять в поединках меч и защищались лишь таким веером. Знаменитый мастер конца XVI столетия, Ганн-рю, вышел без единой царапины из схватки с десятью противниками, которых одолел одним лишь железным веером. Этот факт зафиксирован в хрониках, и с тех пор постоянно служил самураям примером для подражания.

Благодаря более чем широкому распространению вееров, искусство использования их в бою стало популярным среди представителей всех классов Японии феодальной эпохи. Этому косвенно способствовали указы Эдо (XVIII в.), по которым запрещалось носить мечи. В ответ люди вооружались окованными железом посохами и большими, тяжелыми железными веерами. Их веера показали себя настолько опасным оружием, что позже были также запрещены.

Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая - ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Мог сбивать летящие мишени, использовать веер как средство для развития общей координации, применимой к любым стратегическим обстоятельствам, и во многих других целях. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай,дословно: "веер полководца", или гумбай утива, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою.

Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер - тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство -тэссен-дзюцу

И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым.

В конце VIII в. популярной стала еще одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их ребра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гумбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсустали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.
Огромные шелковые веера на сто пятидесяти сантиметровых шестах, называвшиеся «ума-ши-руши» («лошадиный вымпел». Эти громадные веера украшались огромными пучками конского волоса или растительных волокон самых ярких раскрасок. Сёгуны клана Токугава использовали веера в качестве боевых знамен, которые несли следом за ними, как знаки их присутствия на поле битвы. Такие веерные знамена делались из двух половин, по девять слоев бумаги в каждой, склеенных между собой, обтянутых шелком и покрытых яркой позолотой. Они надевались на шест,ок. 457 см. в длину и таким образом, что на ветру знамя вращалось вокруг своей оси.

Веер столетиями является ценным видом оружия в боевых корейских искусствах.В древней Корее веер был оружием знати. Оружие имевшее лезвие (мечи, ножи) были запрещены при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наемных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты.Сегодня веер ранней Кореи изучают, как традиционное оружие такие системы, как хапки-до и кук суль вон (родственный хапки-до стиль, переводится, как "национальное искусство"). Здесь техника веера изучается так же, как при древнем королевском дворе. Как говорят корейские мастера, техника работы с веером является не только эффективной при самозащите, но представляет собой наследие культурного уровня и высокого боевого искусства древней Кореи.
В Китае же считали, что веер означает гармонию мужского и женского начал, соединение ян и инь, и не иметь его в доме было просто немыслимо.

Мастера фен-шуй и сейчас считают веер символом творения и активно используют его в своей работе, ведь фен-шуй переводится как «быть на лесной поляне, овеваемой свежим ветром». А что, как не веер, создаст нам эту самую розу ветров и ощущение свежести? Не случайно специалисты фен-шуй уверены, что с этим аксессуаром человек всегда будет чувствовать себя комфортно, где бы он не находился. А если вам нужна дополнительная энергия, поддержка, свежие силы, уверенность, когда вы работаете, повесьте веер у себя за спиной, он должен быть расправлен, смотреть вверх и отходить от стены под углом порядка 40-50 градусов.

Веер - это мощный символ, преобразующий неблаготворное воздействие окружения в благоприятное. С веером связано много китайских легенд. Придворные императора редко расставались со своим веером, который, согласно поверью, оттгонял сплетни от их владельцев. На протяжении всей истории Китая веер использовальзовался в качестве символической защиты от завистливых коллег и недоброжелателей.
И в наше время веер продолжают использовать в качестве талисмана в домах, обитатели которых переживают полосу особого невезения.
Если вам и вашим близким постоянно не везет или если вы подвержены частым болезням, изменить ситуацию к лучшему можно при помощи веера, помещенного на стену вашего дома. Через пару недель как вы повесите веер общая ситуация начнет улучшаться и везение будет снова к вам возращаться
В фен-шуй веер - традиционный предмет, действие веера обусловено изображением на его лицевой стороне, разумеется на веере всегда изображаются какие-либо благоприятные в фен-шуй символы
Вообще веер должен быть у каждой женщины. На Востоке советуют - если вам плохо, если вы больны, если вы не можете решить какую-то проблему, возьмите веер и неспешно им обмахивайтесь - он сам найдет ту энергию, которая отвечает за здоровье или информацию, и принесет ее вам, берите и пользуйтесь.

В Индии вместе с опахалом и зонтиком веер был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ("Магабгарата" и "Рамаяна"). По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист.
Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою.

На Дальнем Востоке нескладывающимися веерами пользовались только женщины, складывающимися - только мужчины.

Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая.В Древнем Египте опахала, как прообраз современного веера, служили атрибутом величия фараона. Веера часто поручали носить лицам царского происхождения, которые имели особый титул — «носитель веера с правой стороны».
В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". В египетской космогонии веер — эмблема счастья и небесного покоя.Клеопатра любила нежиться на берегу Нила охлаждаемая легким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров. В те времена веер, вернее его прототип — опахало, изготавливали из пальмовых или лотосовых листьев, а позднее — из павлиньих и страусовых перьев.

Из Индии через Ассирию веер перешел к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на веере надписи. Веер в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где В. из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил В. французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.

Позднее почитателями вееров стали греки и римляне, заимствовавшие изящное изобретение у этрусков. В Древней Греции и Риме, на Крите использовали восточные опахала из листьев или перьев павлина на деревянной или костяной основе. Большими опахалами на ручке — «флабеллумами» — в Древнем Риме молодые невольники — «флабелеферы» — грациозно и деликатно обмахивали своих хозяек.

Римские франты, в свою очередь, пользовались маленькими веерами под названием «табелае». Веер даже поднялся до вершины Олимпа и вошел в мифологию, став атрибутом богини любви и красоты Афродиты.

Через финикиян и фригийцев веер перешел из Ассирии к грекам, у которых первые веера делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение вееру из перьев павлина (носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный веер из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображен на одной этрусской вазе (которая сейчас хранится в Лувре). От этрусков веер под именем флабеллума переходит к римлянам
На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род веера — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев.

Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи изготовляли веер и есть сказание, которое гласит, что даже св. Иероним делал веер в пустыне. Позже веер стали употреблять в церковных обрядах. В так называемых "Апостолических конституциях" говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два веера из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения.

Так же в Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды - опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений (сначала ими просто отгоняли мух от священных даров, а потом они уже приобрели ритуальное значение).

Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу.

После заката Римской империи веер исчезает из обихода, чтобы вернуться только в XVI веке, в котором открылась новая эпоха в истории этого аристократического атрибута.

В конце XV - начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию - около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом - во Францию (при Екатерине Медичи). Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Веер был в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где веер из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение: известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера, украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.Католическая церковь же видела в веере вообще дьявольский умысел - она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия. Возможно, в силу именно этих причин в даже 17-18 веках, когда веера уже вошли в моду, французским придворным дамам категорически запрещалось открывать веер в присутствии высочайших особ, короля и королевы.

В XVI стлетии веер изготавливают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла.
Вскоре в Испанию и Португалию веера стали привозиться из Китая.

Итальянские веера круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Екатерина Медичи имела великолепную коллекцию вееров, состоящую из 900 экземпляров. В Англии королева Елизавета I установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, за что она была названа «покровительницей вееров».
Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками.

А в Китае известная фаворитка императора Пак Чиею в 32 году до н. э. написала стихотворение на своем роскошном веере, положив, таким образом, начало моде на расписные веера, охватившей Европу в XVIII в.

Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название - «скелетики», или веера в стиле«бризе»

Украшения становятся все более фантастическими, на веерах писали художественные миниатюры, превращая их в настоящее произведение искусства. Стоимость некоторых вееров была баснословной, и иногда обладательницы помещали их в качестве залога в банк по примеру герцогини Мантуанской. При изготовлении вееров все больше используются драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи.

Интересно, что иногда в ручке веера искусно умещался тайник для записок или яда. В веера вставляли зеркальца, которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде - обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик: ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.

В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим.

Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художникам. Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII в. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за легким крылом которого скрывались томные и подчас нескромные взгляды. Веер стал средством общения, с помощью которого можно было поощрить или отвергнуть пылкого поклонника, назначить свидание или выразить свои чувства. Особенное распространение язык веера получил в католической Испании, стране свободных мах.

В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы, что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции. Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков,
Веер был и стражем, и посредником в отношениях женщины и мужчины. В XVII веке возник даже особый «язык веера», который позволял даме высказать своему кавалеру всё, что она о нём думает, не прибегая к письмам, которые могли бы её уличить. «Да» - веер прикладывали к правой щеке, «нет» - к левой. «Я жду ответа» - удар сложенным веером по ладони левой руки. Веер, поданный кавалеру верхним концом, дарил ему надежду на взаимность. А если красавица отвергала ухаживания, то подавала его нижним. Можно было даже назначить час свидания - время определялось количеством открытых пластин.
Если веер резко складывали, то как бы произносили: «Вы мне неинтересны!».
Развернутый, прикрывающий грудь веер молил: «Будьте сдержанным».
Веер, направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт.
Антипатию выражал узкий конец сложенного веера, а дуга, описанная им, предупреждала: «За нами следят...».
Когда сложенный веер держали прямо, это значило: «Говорите смело».
Если развертывали одну створку — предлагали братскую, чистую дружбу; если две — влюбленную дружбу.
Раздвинуть три створки было все равно что признаться: «Я вас люблю»;
полностью раскрытый веер — назначить свидание в доме кавалера;
раскрыть и резко сложить — свидание у дамы. «Когда?» — «В три часа в четверг», — отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п.
В Испании прежде всего большое значение имел цвет веера, например, белый был предпочтителен для невинной девушки; черный рекомендовался только при трауре; черный кружевной полупрозрачный для скрытого кокетства; красный в черном для смелого уличного костюма, для корриды и т. д.

Манера носить, держать, использовать веер со временем приобрела глубокий смысл. Закрывающийся веер обозначал сомнение; закрытый — отрицание; раскрытый менее чем на четверть — скромность, неуверенность; раскрывающийся — одобрение, а полностью открытый — всеобъемлющую, безоговорочную любовь. Резкие быстрые взмахи веера, как правило, означали волнение от известий; похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони — ожидание; похлопывание по ноге сбоку — «следуйте за мной»; спереди — «я готова следовать за вами». Прикрытый веером подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой мог означать кокетство; замедленные помахивания раскрытым веером — поощрение, «я готова, жду»; раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы — благодарность; полураскрытый, опущенный вниз веер — невозможность; сложенный веер, направленный на мужчину, — «отойдите, уступите дорогу»; резкий жест сложенным веером рукоятью вперед — «убирайтесь прочь, вон!» Например, фразу: « Я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа» можно было сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами, и веером 3 раза постукивают по другой руке.

У ассирийцев веер был символом власти, у египтян - эмблемой счастья и небесного покоя. У древних греков стал атрибутом богини любви Афродиты. Римлянам эта идея понравилась, и они снабдили им свою Венеру. Не потому ли вся дальнейшая, то есть европейская, история веера - это любовь и страсть?!

Первая мировая война сделала бесполезными многие из милых безделушек мирных времён. Казалось, веера исчезли навсегда. Но через полвека они вернулись благодаря Кристиану Диору и его пленительному new look. Веер постепенно превращается в предмет хотя и не первой, но всё-таки необходимости. Свиданий с его помощью, конечно, не назначают, но для светской львицы веер нередко становится последним штрихом к роскошному туалету.