Технология обработки капа. Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа. От чего появляется нарост на березе

Технология обработки капа. Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа. От чего появляется нарост на березе
Технология обработки капа. Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа. От чего появляется нарост на березе

Материал , который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1 , (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами , дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3 . Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2 , это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6 . Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7 . Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8 . Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.


Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.

Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.

Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.

Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.

Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.

В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.

Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:


Правильная обработка березового капа

Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:

  • Крупный капы практически всегда распиливают, так как из него можно изготовить сразу несколько предметов. Кап разделяют на несколько пластин, толщина каждой зависит от того, какой планируется изготовить предмет.
  • Чтоб в будущем получился отличный рисунок, следует заранее продумать угол распила. Чем больше на срезе будет спящих почем, тем лучше.
  • Когда кап свежий, рисунок проявляется слабо, но пилить намного проще.
  • Что рисунок проявился в полную красоту, перед изготовлением предмета следует кап хорошо пропарить.
  • Пропаривать кап можно дома, для этого подойдут мелкие опилки. Для проведения процедуры берут нужную по размеру емкость (кастрюлю рекомендуется использовать старую, так как красители, которые будут проявляться, отмыть не удастся). Опилки выкладывают щедрым слоем на донышко, сверху кладут кап. Плотно укладывать нельзя, должен оставаться зазор хотя бы в 0,5 сантиметра. Поверх сыплют опилки тонким слоем.
  • Выложенный кап в кастрюлю заливают хорошо подсоленной водой (в основном нижний слой). Вода не должны полностью покрывать заготовки, а только немного их касаться. Соль берут с расчетом 1 ст. л. на 1 л воды. Если будет немного больше – не беда.
  • Подготовленный кап накрывают крышкой и ставят на небольшой огонь. Как только смесь закипит, отчитывают около 10 часов, и дают капу хорошо пропариться. Чтоб избежать неприятностей, в емкость поглядывают каждый час, при необходимости доливают воду.
  • По стечению времени, емкость снимают с огня, и оставляют остывать.
  • После остывания заготовки промывают под проточной водой, и оставляют сушиться. Чтоб они просыхали равномерно, каждые несколько часов их следует переворачивать. Период просушивания длиться около 3-4 суток.
  • Когда заготовки полностью высохнут, их опять пропаривают по вышеуказанной схеме, снова просушивают. Процедуру повторяют до трех раз.
  • Если после пропаривания кора не отпала полностью, ее аккуратно снимают вручную.
  • Процедуру просушивания предпочтительнее проводить на улице. Первые сутки переворачивают достаточно часто, на третий день хватит и 1-2 раз.
  • Замечательно, если есть возможность осуществить финальную просушку в специальном духовом шкафу несколько раз.
  • Если кап попался весьма крупным (больше баскетбольного мяча), такой вид обработки не подойдет. Процесс просушки или пропарки может привести к трещинам и другим повреждениям.
  • Вываривают как в основном разделенный на части. Цельные наросты на березе обрабатывают как обыкновенное дерево – с помощью шлифовки и покрытия лаком.
  • При выпаривании, пластины капа приобретают оттенок выделяемых компонентов, он может быть весьма разнообразным (желтый с золотым отливом, коричневый и т. д.).
  • После обработки можно проводить последующие процедуры, например, покрытие лаком или краской.
  • Перед покрытием лаком, поверхность хорошо отшлифуют с помощью крупного наждака, затем мелкого. Древесную пыль стирают мягкой тканью.
  • Рисунок проявится во всей красе, если кап обработать воском.

На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.

Работа заняла

2 место

Как создавалась работа.
Сначала сделали газетную массу, из которой "лепили" изделие. Развели обойный клей и промазывали им одну газету за другой, создавалась газетно-клеевая стопочка. Набирали по 8-10 слоев и откладывали в сторону, затем промазывами следующую партию.

Промазали 3 " газетные стопочки" и затем стали рвать их на мелкие кусочки. Получилась клейко-газетная масса.

Из неё Оля сформировала шейку утки. Газетная "колбаска" лежала на газете. Мы прорвали один слой газеты и газетными полосками окрутили утиную шейку. В таком виде она и сушилась. Сушилась очень долго на батарее отопления.

из неё же слепила и тельце уточки и тоже прокрыли газетными полосками, и положили сушить.

Когда просохло, клеем соединили части уточки.

Просохшую работу ещё раз проклеили газетой на ПВА, заравнивая неровности. Затем прогрунтовали.

Затем покрыли бежевой гуашью с ПВА и дали хорошо высохнуть (этот момент не засняла, т.к. Оля уже делала его без меня.) Когда бежевая краска просохла, сверху Оля прокрасила коричневой акриловой краской и не дала просохнуть до конца, начала тряпочкой как бы стирать краску, этим и создала иммитацию капа. По-моему у неё получилось.

Кап - редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы.
По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек.

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий.

Мастер по капу Тоинов Александр Гаврилович на ежегодной Георгиевсской ярмарке, которая проходит в нашем городе всегда в августе.

Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выщелочивали в горячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры нагретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Мастера Севера работают с березовым капом.

Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной. Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.
Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготовливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Разгаданный секрет выделки «шалнеров» Макарову удалось осуществить, освоив сложнейшие операции. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой – надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.
Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа. В работе Семёну Бронникову со временем стали помогать сыновья – Николай и Михаил. Они принимали заказы на изготовление часов из разных концов России. Пик славы часовщиков Бронниковых – Всемирная выставка в Вене (1837). С успехом участвовали члены династии каповщиков Бронниковых и в последующих известных выставках, таких, как Нижегородская торгово-промышленная и художественная выставка (1896) и Всероссийская выставка в Санкт-Петербурге (1902).
Материал взят с сайтов:
http://www.idea-master.ru/Obrabotka_kapa_Podelki_iz_kapa.html
http://www.stfond.ru/articles.htm?id=11394

Чаша из капа

В народных промыслах и декоративно-прикладном искусстве широко используются материалы, получаемые из дерева. Липа, осина, береза, ольха, ива - эти деревья дают и древесину для поделок, и/или прут и луб для плетения. Если же материал необычен и редок, то выводит поделку на новый уровень - ценного товара или даже произведения искусства, заслуживающего большего, чем краеведческий музей. Из числа таких - кап (нарост), дефект развития деревьев разных пород. По физическим и эстетическим свойствам обработанный кап (чаще других используется кап березы) может конкурировать с ценными породами древесины, не заготавливающейся у нас, камня, кости. Он твердый, прочный, плотный, с характерной мелкой структурой, которую не сложно подчеркнуть и усилить естественными методами отделки и окраски в изделиях из капа березы и других пород.

Капы классифицируются, как наросты на деревьях, местные утолщения на ветвях, стволе, корнях. Образует его сильно деформированная, свилеватая древесина с множеством спящих почек. Переплетение годичных слоев, узор почечных глазков и колец формирует видимую структуру древесины. А сами выходы почки на и под поверхность - образуют сложную фактуру, похожую на застывшую картину капель и брызг. В изделиях используются оба качества, и структуру, и фактура.

Из наростов древесины близка капу сувель. В ней древесина так же образует сложный, но менее извилистый узор и нет характерного для капа обилия почек. Из почек на капе живого дерева не редко растут молодые побеги. Для сувели это не характерно. Наросты могут иметь форму местных и опоясывающих утолщений. Находят их и на видимой части растения, и под землей, где кап так же покрыт корой, как и ствол нормального дерева. Найти подземный кап (капокорень) позволяют растущие из-под земли вблизи родительского дерева свежие побеги от «проснувшихся» почек.

Каповый нарост без специальной обработки как украшение интерьера

Кап является дефектом развития древесины. Общую или единственную причину его появления выделить трудно. Скорее всего, капообразование - комплексный ответ растущего дерева на внешние воздействия, вероятно, связанный с мутациями. Косвенным подтверждением этого является наличие множественных капов на пораженном дереве и отсутствие его на соседних. Возможно, запускает нарост (приводят к ответной защитной активности дерева) местное повреждение растения, болезни. Капа больше на привитых деревьях, деревьях с сильной обрезкой. Встречаются упоминания, что ореховые посадки с привитыми деревьями служили богатым источником ценного капового материала. Для улучшения «психологического портрета» капа используется концепция более сильного, переболевшего и с иммунитетом родительского для материала дерева. Это переносит акцент с нароста - болезни, на кап - свидетельство естественного роста и «закалки» дерева. Так как кап встречается редко, и поставить лабораторный эксперимент по развитию капа весьма трудоемко, вряд ли такая концепция имеет достоверные фактические основания.

Проявляется кап в нерегулярном формировании древесины и луба из камбия и ненормальном развитии придаточных почек. В ходе естественного, здорового роста из камбия образуется новый годичный слой и луб. В капе направления нарастания древесины не ориентированы, древесные слои изогнуты, смяты. Зарождение придаточных и наличие спящих, ожидающих своего часа почек - нормальное следствие роста дерева. Поверхностные спящие почки могут нормально развиться в побеги. Некоторые оказываются в толще дерева и при пробуждении формируют на стволе местные утолщения. В случае капа процесс зарождения и развития почек чрезвычайно активен (по меркам жизни дерева). Почки деформируют древесину в толще капа, образуют пупырчатую поверхность.

Деревянный часовой механизм в корпусе из капа

Кап встречается на многих видах деревьев, чаще на лиственных. Небольшие капы (каповые горбушки) спиливают с живых деревьев с последующей заделкой спила (садовый вар, глина) для сохранения дерева. Наросты собирают и при лесозаготовках. В прошлом производством капокорешковых изделий занимались артели. Для заготовки материала в лес отправляли бригады поисковиков и пильщиков. В России известна своими каповыми промыслами Вятка. В лесах Кировской области березовый кап заготавливался массово, а в артелях было занято по несколько сотен человек. При массовых заготовках материал обычно медленно сушили, после распиливали на более-менее стандартные заготовки, затем превращали их в мелкосерийные изделия (в основном, коробочного типа - шкатулки, портсигары, коробки для настольных игр и проч.). На завершающем этапе кап полировался, пропитывался маслом и покрывался лаком. Если предполагалась декоративная резка, кап предварительно подготавливали (вываривали, распаривали), после чего он резался, «как репа».

Каповый нарост на березе

Сухой материал прочен и тверд, сильно свилеват, обрабатывать его сложнее и труднее, чем здоровое дерево. Он не расслаивается и не раскалывается. Так как добыть кап труднее, чем обычную древесину, он и стоит дороже. Поэтому и обращаются с каповым сырьем аккуратнее. Хотя изотропная, свилеватая структура древесины и предотвращает раскалывание при усыхании, свежую каповую горбушку нужно правильно сушить. Заготовка сушится в естественных условиях до воздушно сухого состояния, кора не снимается, а спил покрывается слоем вещества, препятствующего быстрому высыханию. Для мелких каповых наростов применяется и ускоренная подготовка сырья с его варкой (запарка) в воде с добавлением соли и стружки. Обычно, после длительной многократной проварки кора легко отделяется от спила, а сам материал становится достаточно мягким для резки. Для защиты и отделки готовой поделки ее покрывают маслом, воском, природными лаками.

Из капа делают шкатулки, ларцы, ручки тростей и ножей, украшения. Кап больших размеров с меньшей долей фактурной поверхности распиливается на меньшие заготовки. Их после отделки (окраска, полировка) можно самостоятельно использовать как столешницы, элементы украшения жилища, а так же как материал для отделки поверхности мебели. Обычно, большим наростам свойственна и более крупноразмерная текстура. Поэтому для малых форм особенно ценятся небольшие капы с мелким рисунком, собранные с ветвей и ствола.

Если на дереве появился необычный нарост, то это означает, что структура данного растения претерпела какие-то сильные изменения.

Одним из слоев любой древесины является так называемый камбий. А подобные наросты обычно вырастают именно за счет него. Выходит, что целостность этого самого камбия была каким-то образом нарушена определенными природными условиями или же механическим повреждением.

Данная статья посвящена этому интересному явлению. Прочитав ее, можно узнать, какие бывают наросты на деревьях, как называются, и каково их значение.

Причины возникновения наростов

Обычно на растениях они возникают в результате резкого изменения в его развитии, имеющего либо естественную, либо антропогенную причину.

Наросты иногда бывают в виде просто округлых по форме образований, а бывают и в виде нескольких шишек, находящихся рядом друг с другом. Связано последнее с тем, что, когда целостность древесины по какой-то причине нарушается, то дерево пытается защититься от разных грибковых заболеваний и насекомых, поэтому и вырастают подобные немыслимой формы образования.

Наросты на деревьях: фото, название, общее описание

Кап (и капокорень) — это нарост на дереве с сильно деформированными направлениями волокон древесины. Большей частью встречаются округлой формы выросты на ветке или стволе. Наполнены они мелкими узелками спящих почек.

Растут капы, как отмечалось выше, за счёт камбия. Это своего рода ствола. Но кроме капов есть еще и другие виды наростов: гладкие (шарообразной формы) — сувель; неправильной формы — рак дерева.

Некоторые капы растут под землёй в виде опухолей на корнях. Поэтому их обнаруживают лишь после гибели растения. Такие прикорневые наросты на деревьях иногда представляют собой несколько круглых (в виде шишек) выпуклостей, между собой соединённых верёвкообразными корнями. Капы почти всегда покрыты корой, даже если находятся под землёй (это естественная защита от насекомых и заболеваний).

Некоторые виды растений имеют наросты огромных размеров. Например, такие могут быть на секвойе. В 1984 году в Австралии был обнаружен нарост немыслимых размеров на эвкалипте. Достигал он примерно 2 м в диаметре и в высоту, а странная форма его напоминала тромбон.

Виды наростов

Такие наросты встречаются практически на всех породах деревьев, но больше всего их на лиственных. Особенно часто их обнаруживают на дубе, сосне, березе и ольхе. По форме они могут быть совершенно разными. Часто бывают наросты на дереве в виде грибов.

Делятся эти образования на две группы (по расположению волокон в них): обыкновенные, у которых рисунок похож на аккуратно причесанные волосы — сувель-вал; наплывы с мелкими, закругленными и причудливо изогнутыми кружевными узорами — капы.

Кап, образовавшийся на называется стволовым, а прикорневой расположен у корня. Второй называется еще и капокорнем. Он в лесу встречается намного чаще, чем стволовой.

Самым редким, прочным и красивым, а значит, и ценным считается ветвевой кап (нарост на ветках деревьев), имеющий сравнительно небольшие размеры (в диаметре 15 см) и игольчатую структуру. А наиболее распространенным (менее плотным и ценным) является кап прикорневой, достигающий порой гигантских размеров. Нарост стволовой занимает положение промежуточное между вышеназванными разновидностями.

Ценность, особенность

Наросты на деревьях бывают самыми разнообразными по форме и размерам. Очень красиво выглядит древесина капов у следующих растений: клен, вишня, груша. На международном рынке ценным считается нарост на грецком орехе. Следует отметить, что бывали такие случаи, когда некоторые капы с текстурным рисунком оценивались на вес серебра.

Большей частью встречаются наросты небольших размеров, но бывают и экземпляры, достигающие 2 метров в диаметре, а весом больше одной тонны. Причем часто бывало так, что образование представляло собой сплошь удивительные волшебные узоры.

У березы наросты встречаются значительно меньших размеров, чем на дереве грецкого ореха. Бывает, что и по красоте своего узора они значительно превосходят последних.

Кто бы мог подумать, что такими ценными свойствами обладает обычный шишковатый нарост на дереве!

Свойства каповой древесины

Каповая древесина обладает удивительными, поистине ценными свойствами:

Природная уникальность рисунка на срезе, неповторимость строения.

Очень высока прочность.

Не горит в свободном огне.

Прекрасно полируется.

Практически не подвержена гниению.

Не растрескивается, не усыхает и не разбухает.

Хозяйственное значение и применение

Наросты на деревьях приносят немалую пользу. Не самому растению, нет. Используются они человеком в производстве различных изделий. Капы нужны для получения необычной древесины со своеобразной текстурой волокон. В связи с разнообразием неповторимых рисунков этот материал широко востребован и используется художниками, краснодеревщиками и скульпторами.

Существует огромное разнообразие известных и распространенных типов капа, применяемых при изготовлении шпона, красивых предметов интерьера, настольных игр, рам для картин, предметов для хозяйства, бижутерии и др. Такую древесину не очень легко обрабатывать из-за ее неравномерности и неоднородности направлений роста волокон, но зато она крепкая и прочная.

Широко кап применяется и в декоративном искусстве. На Вятке в XIX веке был создан народный художественный промысел: умельцы изготавливали вятские каповые шкатулки, настольные письменные наборы и пр.

Результаты исследований

Согласно статистике, на 3000 обычных деревьев, без наростов, в среднем приходится одно каповое дерево.

С 1959 года, в связи с ценностью подобной древесины, биологическим изучением капов и способов их выращивания стал заниматься Центральный НИИ генетики леса АН СССР. Ученые разработали технологию посева и выращивания берез с капами. В итоге огромная роща была высажена в Подмосковье. А с 1967 года посадки подобной берёзы стали производиться и в лесных хозяйствах Кировской области.

Как добыть кап?

В любом случае портить живое дерево в лесу из-за красивого капа не стоит. Тем более что эту найти не так уж и сложно - на деревьях в городских парках, в садах. Да и вырубается ежегодно большое количество деревьев, на которых можно обнаружить каповые наросты.

И все же... В случае острой необходимости делать это следует осторожно и в период с поздней осени до ранней весны, когда движение сока в дереве замедлено.

Нарост на можно обрезать острым ножом или спилить пилой. Обязательно место среза нужно обработать перекисью водорода и замазать садовым варом. Также можно смазать срез олифой или свежей живицей (природный антисептик), правда, сегодня ее сложно найти.

А для садоводов важно следующее. Чтобы избежать образования на садовых деревьях подобных некрасивых форм наростов, нужно чаще осматривать растения. При обнаружении трещин и повреждений необходимо их залечивать, пока не сформировались крупные капы. В садах желательно лечить все наросты на деревьях и ветках.

Заключение

Много было мнений по поводу образования капов. В итоге ученые пришли к такому выводу. Кап — это явление биологически нормальное, защитное. Образование нароста на дереве — естественный унаследованный природный процесс.

В ходе многочисленных научных наблюдений было установлено, что такие растения более здоровые. Подобное дерево более жизнестойко во время весеннего половодья и в периоды частых изменений температуры. Оно же более устойчиво и при ветрах.

Из-за ограниченных запасов данного вида древесины и в связи с вышеописанными ее уникальными свойствами данный материал представляет наибольшую ценность среди других.

Цена на мировом рынке на кап (шпон и массив) намного превышает стоимость любого другого материала такого рода, включая орех, дуб, красное и любые экзотические породы.