Подготовка к работе и хранение бересты. Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий. Выскабливание или Процарапывание

Подготовка к работе и хранение бересты. Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий. Выскабливание или Процарапывание

Бересту применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачные челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и другое. Берестяные туеса делали для хранения молока, сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи, к тому же они не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами.

Береста - доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Заготавливают бересту в мае - июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями. Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Если нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спинных деревьев, диаметром не менее 20 см., по возможности выбирая гладкие места без сучков. Вся наружная сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи грибков и мха.

Перед применением, кору березы размачивают в горячей воде. При такой обработке береста хорошо расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок, а также становится гибкой и прозрачной. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.

Изделия из бересты абсолютно экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках - и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать, что при работе за компьютером, если надевать ободок из бересты, то не чувствуется усталость, а также зачастую нормализует давление.

Каждый посетитель имеет возможность овладеть навыками работы с берестой, под чутким руководством мастера. Вам не только откроются секреты этого удивительного материала, но и вы можете взять на память свое уникальное, неповторимое, авторское изделие.

Мастер-классы проводятся по предварительной договоренности. Дату и время согласовываем по телефону.
Записаться на мастер-класс и задать интересующие вопросы можно по телефону: 8 983 118 26 57

Россия – страна с огромной территорией и многовековой историей. Среди других государств бытует большое количество стереотипов, связанных с ней. Некоторые имеют негативную окраску, например, про водку, морозы и матерное общение, другие, наоборот, раскрывают глубокий русский менталитет с положительной стороны: готовность помочь, обилие икры и красота природы.

Действительно сложно представить русские пейзажи без берез – тонких черно-белых красавиц. Эти деревья не только радовали глаз наших предков, но и служили сырьем для берестяного промысла.

До сих пор большой популярностью пользуется березовый сок, который обладает приятным вкусом, а кроме этого содержит десяток органических кислот и витамины В6 и В12, что безусловно говорит о его пользе для здоровья. На этом полезные качества дерева не заканчиваются, его кору – бересту, или берёсту – применяли во многих сферах жизни.


На бересте писали, делали из нее украшения для изб и посуду, использовали в рыболовном промысле для легких лодок, плели лапти и корзины, она также служила прекрасным природным антисептиком.

В настоящее время, когда природные материалы стали заменять синтетическими, березовая кора уступила свое первенство, но сохранившиеся знания позволяют создавать уникальные поделки из этого материала.

Плюсы таких изделий несомненны: во-первых, это натуральность. Во-вторых, красота одновременно с функциональностью. И, в-третьих, но далеко не последних преимуществах – эти вещи используют по назначению, например, в емкостях из бересты можно хранить продукты, в лукошки собирать грибы и ягоды, а лапти использовать, как домашнюю обувь.

Народное творчество приобретает все большую популярность и многие интересуются, как сделать поделку из бересты своими руками. Статья, представленная ниже, поможет вам начать творческий путь.

Заготовка бересты для поделок

Если вы загорелись идеями поделок из бересты, вам необходимо узнать, как правильно подготовить ее для творчества.


Прежде всего следует помнить, что заготовка материала не должна навредить природе. Лучше собирать бересту с упавших или срубленных деревьев. Рассчитайте примерное количество сырья, потому что неиспользованная кора может испортиться и пропасть.

Сбор ведется в июне. Этот срок колеблется в зависимости от вашего места жительства.

Проще всего собирать бересту листами. На коре делается надрез вдоль ствола длиной от 40 до 70 см. Потом аккуратно отделите кору от ствола, в удачный сезон отслоение происходит с легкостью само по себе.

Для некоторых поделок тех, которые предполагают плетение, бересту нужно собрать лентами. Тогда делайте надрез вдоль ствола длиной 3-4 см, аккуратно отслаивайте кору и снимайте ее по спирали.

Хранение и подготовки бересты

  • пространство для хранения должно быть сухим и хорошо вентилироваться;
  • на свету береста теряет цвет, выгорает, поэтому место для нее выбирают темное;
  • тонкие ленты скручивают в моток белой стороной наружу;
  • между листами должна находиться прослойка, например, картон, а сверху их прижимают чем-нибудь тяжелым.


Обработку бересты для поделок начинают с очистки. Стряхивают пыль с желтой стороны и снимают грязь с другой, можно для этого использовать наждачную бумагу.

Следующий этап: расслаивание. Бересту делят на слои необходимой толщины. Если материал старый или кора толстая, его нужно размочить в солевом растворе в течение 2-3 суток. После этого она просушивается под грузом.

Берестяной кузовок своими руками

Вашему вниманию предлагается мастер класс по созданию берестяного кузовка для начинающих. Стоит отметить, что, хотя изделие способен создать неопытный ремесленник, на это придется выделить несколько часов.

Предполагается, что материал в наличии и подготовлен к работе.


Используйте берестяной лист нужного вам размера. Предположим его величина 40Х30 см. Подготовьте тонкие ленты для «шитья» изделия. Их длины должно хватить, чтобы соединить края кузовка. Толщину делайте примерно 0,5-0,7 см.

Сверните лист, наложив края друг на друга, и зафиксируйте их, например, канцелярскими зажимами или крупными скрепками. На краях, которые наложены друг на друга, сделайте отверстия.

Используйте канцелярский нож или шило. Чтобы кузовок получился красивым и аккуратным, заранее отметьте места отверстий.

«Сшейте» цилиндр, используя приготовленные ранее ленточки из бересты. Зажимы теперь можно убрать. На тубе отметьте уровень дна в 10 см. Разрежьте бересту на 4 части до этой отметки на равном расстоянии друг от друга. Загните детали дна друг на друга и «сшейте» при помощи тонкой ленты.

Кузовок готов. Его можно украсить кусочками бересты другого цвета и приделать ручку, если необходимо. На фото вы видите поделку из бересты в готовом виде.

В сети существует много идей и инструкций для поделок из бересты. Пользуйтесь ими или придумывайте свои варианты. Ваше творчество точно никого не оставит равнодушным!


Фото поделок из бересты

Художественная обработка бересты с XV XX вв.

Берёза - дерево, которое во Франции называют деревом Мудрости. Береза даёт нежность и красоту, из неё делают дёготь, из почек настойку при острой и хронической экземе. Лечебными свойствами берёза превосходит все остальные деревья русских лесов и садов. Из березы делают отличную бересту. Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста» и «берёста». Это легкий в работе и чрезвычайно долговечный материал нежного розовато-охристого цвета. Одним из самых ценных качеств этого материала является его влагостойкость. Бересту использовали в самых разнообразных целях. Ее подкладывали под первые венцы сруба избы, под тесовые крыши, чтобы предохранить дерево от гниения. Из нее плели лапти, изготовляли посуду: бураки, короба, лукошки. Существовали берестяные музыкальные инструменты – пастушьи рожки. Крестьянские дети забавлялись берестяными игрушками. В старину на бересте писали послания, она заменяла бумагу. Археологи при раскопках в древнем Новгороде обнаружили берестяные грамоты с текстами, выдавленными на берестяных пластинах металлическими палочками – «писалами».

В Каменном веке из бересты – коры берёзы, делали супер клей для приклеивания КАМЕННЫХ топоров, пик, ножей, одежды, обуви к дереву или между собой. Учёные определили крепость склеивания как максимально возможную – как сварка по металлу. В Канаде они подглядели способ изготовления клея у Индейцев (сами не смогли его изготовить в современной лаборатории). Индейцы выкапывали ямку в земле вкладывали туда кору – бересту Берёзы и засыпали её землёй. Потом вставляли сверху палку горящим угольным концом и плавили осторожно бересту в ямке без доступа воздуха (если туда попадал воздух всё загоралось и портилось). Береста превращалась в кусочек смолы. Для склеивания эту смолу опять нагревали – клеили КАМЕННЫЙ топор к деревянной ручке,- она остывала и приклеивала камень и дерево как сварка.

В XIX–начале XX в. в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, берестяные лапти (ступни).

Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор. – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия, сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными произведениями искусства.

Шемогодская резьба

Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «береженые фигурками напечатанные бураки».

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.

При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент, и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.

Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.

В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. А в 1970-е гг. производство резной бересты сосредоточилось на фабрике «Великоустюгские узоры».

Домшинская береста

В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста». Он получил свое название по Домшинской волости Вологодского уезда, в деревнях которой мастера особым способом украшали плетеные берестяные изделия.

Бересту заготавливали в начале лета, очищали от неровностей и резали на длинные полоски, так называемые лычки. Края лычек заравнивали и сматывали берестяные полоски в клубки. До зимы эти клубки хранились в нежилых помещениях. Их пускали в дело, когда завершались полевые работы.

Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.

Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор. Позднее, в начале XX в., стали просто раскрашивать второй слой бересты под прорезным узором. В дорогих изделиях, которые, как правило, изготовляли на заказ, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.

Береста – материал природный, она долго сохраняет запах леса, обладает антисептическими свойствами, не боится сырости и холода, не пропускает влагу, имеет различные оттенки: от бело-розового до густого красно-коричневого. Мастера знали и ценили эти природные свойства бересты и умело использовали их в своих произведениях. Изделия домшинских мастеров были долговечны, удобны и красивы, поэтому их охотно покупали.

Промысел быстро распространился по всей Домшинской волости, так как она была расположена в выгодном торгово-экономическом районе Вологодчины. Через нее пролегал водный путь по реке Шексне к северным и центральным районам России, здесь в конце XIX в. прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Столица стала крупным потребителем продукции домшинских ремесленников.

Изделия домшинских мастеров представлялись на всех крупных выставках того времени наряду с вологодским кружевом, шемогодской резьбой, устьянским рогом.

Как и многие другие виды народного творчества, промысел угас в 1930-е гг.

Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.

Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из:

Изготовление заготовок;

Изготовление орнамента;

Монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает:

Расслоение бересты

Нарезка полосок;

Разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь, потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики и т. д, далее постепенно усложняя рисунок.

Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется она должна сохранять свой естественный цвет.

С успехом использовалась береста и в более поздние времена. Так, например, во время Великой Отечественной войны многие партизанские отряды, не имея под рукой иного писчего материала, писали листовки и своеобразные «лесные газеты» именно на пластах бересты.

На Руси береза всегда была любимым деревом. Наши предшествующие поколения почитали ее за то, что, по поверьям, она могла исполнять желания. По обычаю, девушки приносили березе угощение - собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой. Как лекарственное растение береза упоминается еще в «Домострое». Свежим березовым соком лечили простудные и кожные заболевания, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб - чагу. Хорошим мочегонным средством считались почки березы, из которых готовился чай. Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток.

Но вернемся еще раз к бересте. Береста не только служила "связью" битым горшкам, но и сама являлась посудой и тарой и находила себе применение в каждом русском доме. Различной емкости короба, туеса для сбора ягод, корзинки плетеные и "цельнокроеные" - они, так или иначе, обязаны своим появлением бересте. Потому и общие для них названия берестень или берестен (те, что покрупнее, например, на четверть пуда коровьего масла) и берестничек (они поменьше, обычно под сметану или мед). Однако имелась и более точная их, как теперь говорят, дифференциация. Скажем, туеса - это сравнительно небольшие (не более 15 сантиметров в диаметре) цилиндрические сосуды с тугой крышкой и часто с дужкой на ней. Лукошки делались низкими, открытыми (40-45 сантиметров в поперечнике) и обычно с ручкой. Наконец, самые вместимые, закрытые короба (коробья) служили для хранения одежды, белья, домашней утвари. С коробами, полными мелкого товара (помните: "Эх, полным-полна моя коробушка..."?), ходили по селам торговцы-коробейники, они же лукошники или офени. Лукошко и короб служили даже старинной мерой объема, особенно для зерна.

Для иностранцев визитной карточкой России, помимо медведей и перестройки, стала береста, вот почему они давно восхищаются русскими сувенирами, сделанными из столь экзотичного для них материала.

Береста была верной спутницей древних славян: в неё обувались, ей украшались, расчёсывали волосы, в ней хранили продукты, из неё питались, ею одевались и на ней писали, наконец.

Ещё недавно, повально мечтая превратить свои дома в искусственно-синтетические евронорки, горожане оставались совершенно равнодушными к «простонародной» бересте.

Однако, возврат к корням, происходящий сейчас во всём мире - это не просто дань моде. Это - интуитивно-иррациональное понимание того, что только в окружении природных материалов мы можем чувствовать себя, «как дома».

Уют домашнего очага создаётся милыми мелочами. Вот на стене висит связка берестяных тапочек - лаптей, на столе стоят берестяные кружки (кстати, такие кружки не протекают!), а вот - рядками на полках - большие и маленькие узорчатые туеса, в которых хранятся крупы и мука.

Нужно заметить, что содержимое берестяных сосудов не отсыревает, потому что береста впитывает лишнюю влагу.

Но, самое главное - это бактерицидные свойства бересты, о которых, естественно, знали наши, всё ведавшие, предки.

В берестяных коробах хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также, рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими.

называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.

Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.

Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.

Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.

Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненных, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.

Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.

Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведениям народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующие там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.

Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу, или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.

Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие, как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.

В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.

В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.

Плетение.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1- 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становится эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручём из бересты.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись.

Тиснение.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Для работы с берестой понадобятся как специальные, так и обычные инструменты : ножницы, нож, зажимы, линейка, рейка, угольник, циркуль, карандаш, шариковая ручка, жестяные шаблоны, ленторез из ножа, ленторез из шайб, шило, пробойники, чеканы, скоба, стамеска, киянка.

Специальные инструменты для работы с берестой
:

  • Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закрепленных на плоскости для протаскивания ленты. Ширину ленты определяет расстояние между ножами. Также можно изготовить из 2-х деревянных пластин (150×60 мм). Толщина постоянной пластины — 15 мм, толщина другой пластины, съемной, меняется в зависимости от требуемой ширины ленты. На постоянной пластине делается паз и закрепляется лезвие ножа. Носик лезвия должен находиться на 3 мм ниже пластины.
  • В качестве зажимов можно использовать канцелярские скрепки, «крокодильчики», бельевые прищепки. Чеканы вам понадобятся, если будете на бересте делать оттиски рисунков. Простейший чекан может быть изготовлен из большого гвоздя (20 мм): напильником стачивается острый конец до круга, а затем с помощью треугольного надфиля и напильника на этом торце намечается диаметральная средняя полоска и далее стачивается торец гвоздя под углом 30 градусов от центра к середине. Так проделать надо 6 раз, можно больше. Получите рисунок солнца, можно цветка.
  • При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла, с помощью которого расширяются промежутки между сплетенными лентами, за счет этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
  • При изготовлении туеса понадобится пробойник (для пробивания замков), киянка (для вколачивания донца в сколотень, чеканы (для подчеркивания красоты) и др. В отличие (я плетения из лозы и соломки, в плетении из бересты используется к основном один вид переплетения прямой или наклонным получается клетчатый узор (похожий на шахматную доску), в прямом плетении ряды горизонтальных и вертикальных квадратов перпендикулярны между собой, в наклонном — расположены под углом 45″. Прямое плетение считается проще наклонного.Виды плетения изделий из бересты :
    Прямое плетение используется для изготовления подставок, ковриков, коробочек, донышек корзин, хлебниц. Берется четное количество полосок шириной 10-15 мм, собираются, складываются, протягиваются и переплетаются на горизонтальной поверхности. Начало плетения в зависимости от изготовляемого изделия может быть различным. При плетении ленты основы чередуются через одну. При таком чередовании берестяных лент получается узор, похожий на рисунок шахматной доски.
    Таким образом плетется коврик. Чтобы изготовить объемные изделия (коробочку, солонку, корзинку), необходимо научиться плести узлы. Самый простой в исполнении — прямой угол 90°. Все концы полосок из сделанного ранее коврика поднимаются вертикально вверх и соединяются в пучок. В эти вертикальные полоски вплетаются дополнительные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие.
    Для небольшой коробочки, сплетенной прямым плетением, понадобятся берестяные ленты шириной 20 мм, толщиной 1 мм: 8 лент длиной до 45 мм и 8 лент длиной до 55 см. Ленты зачищают до 0,4 мм и заостряют. Сначала плетется коврик (две ленты от середины переплетают с двумя другими), к ним по бокам приплетают 4 короткие боковые ленты, получится основание со стороной 8 см. Затем на коврик ставится объемный шаблон так, чтобы ленты были расположены вдоль диагоналей его торца. Выходящие из-под каждого угла шаблона две короткие боковые ленты переплетают, фиксируя углы. Далее плетутся стенки высотой до 9 см. Шаблон вынимается, и дальше плетутся плечики, для чего один конец короткой боковой ленты подсовывают под другой, который в свою очередь перекидывают поверх первого на другую сторону, опускают его на соседнюю стенку и закрепляют, протянув через поперечную ленту. Так же делают и другие плечики.
    Для придания изделию законченного вида обязательно оформляется край изделия. Это можно сделать с помощью дополнительной, короткой (на длину кромки) ленты. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент) и не дает расходиться крайним «квадратам» изделия. Края прямого или косого вида плетения можно оформить «зубчиками», манжетой, дополнением служат и ленты из бересты, которые завязываются бантиками.

    Изготовление Туеса :
    Более сложным является изготовление туеса. Для него понадобятся сколотень, пластовая береста (чуть меньше по высоте сколотая), полоски бересты на пояски, полоски-подкладки в сгибы, дощечки из древесины для изготовления дна и крышки, а также тальниковый прут для ручки.
    Туес представляет собой термос. В качестве внутренней части используется сколотень, у которого сверху и снизу на 3-6 см снимают лишние слои. Пластовой берестой (наружной стороной внутрь) обертывают сколотень так, чтобы ее края находили друг на друга на 4-7 см. Вдоль краев проводят шилом черту и на одном крае прорезают полукруглые отверстия, а на другом — зубчики. Получается замочное крепление.
    Затем, надев обшивку на сколотень, выступающий снизу торец сколотня опускают в кипящую воду, распаривают несколько минут, когда он станет мягким, выворачивают его наружу, и он плотно обхватывает обшивку. То же самое проделывается с верхним торцом сколотня. Дно и крышку можно изготовить из досок толщиной 15-20 мм из древесины хвойных пород. Крышка должна соответствовать внутреннему диаметру туеса, а дно делается с припуском 2-4 мм. В распаренный еще раз нижний край туеса вставляется дно, на него для увеличения прочности надевается поясок (берестяная полоска шириной 2-5 см, скрепленная в замок). Для ручки используется тальниковый прут, его изгибают и вставляют в отверстия, сделанные в крышке. В выходящих на внутреннюю сторону крышки концах прута делаются отверстия, и в них вставляется для закрепления ручки короткая палочка.

    Применяя различные способы декорирования бересты, такие как резьба, процарапывание, роспись, можно создавать красивые оригинальные изделия, на которые всегда повышенный спрос. Такие изделия особенно охотно приобретают иностранные туристы, при этом они высоко ценят именно ручную работу.

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты - резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) - их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон - гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком:) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Оценка информации


Записи на схожие темы


Геометрический узор, исполненный трехгранновыемчатой резьбой . Эта резьба считается одной из самых...бересты , и без того очень красивую по цвету и фактуре, украшали резьбой ... район, деревня Поднегла Дерево, береста , резьба . 10,5x8x8,5. Привезено экспедицией...