Технология нанесения гипсовой лепнины на дерево. Инструкция по монтажу гипсовой лепнины. Стоит ли использовать пенополистирол

Технология нанесения гипсовой лепнины на дерево. Инструкция по монтажу гипсовой лепнины. Стоит ли использовать пенополистирол
Технология нанесения гипсовой лепнины на дерево. Инструкция по монтажу гипсовой лепнины. Стоит ли использовать пенополистирол

Если вы не знаете способов отлично отдекорировать стену, попробуйте лепнину. Это замечательный вид отделки, который зарекомендовал еще с давних времен, а точнее с 17 века, когда она вошла в интерьер и моментально приобрела наибольшую популярность. И, если в среднестатистическом доме или квартире ее встретишь крайне редко, то это не значит, что сегодня она не актуальна. Лепнина широко применяется архитекторами и дизайнерами для воплощения самых разнообразных задумок. Есть ли возможность сделать лепнину самому, своими руками? Ответ на этот вопрос вы получите в данной статье.

Где используется лепнина?

Лепнина – универсальный декоративный элемент, который применяется в искусстве отделки. Провести можно декорирование не только лишь стен, но и потолков, окон, каминов, дверных проемов, полотна и мебели. К сожалению, исключается использование для фасада здания, но для этого существуют и другие приемы, кроме лепнины. Техника подразумевает подчеркивание плавности форм, красоты изгиба и акцентировать внимание на отделке.

Важно отметить возможность применения в самых разнообразных стилях, направлениях как дизайна, так и архитектуры. Можно замаскировать дефекты, различные неровности, скрытые проблемы. Например, вы сможете скрыть коммуникации, разнообразить достаточно скучные элементы. Пользуются спросом среди разновидностей лепные бордюры и пьедесталы, реже встречаются кронштейны, можно сделать декоративный карниз, создать лепной купол на потолке. Отделывают не только камины, но и полки, книжные шкафы, барные стойки, что в который раз доказывает широкое применение лепнины.

Материалы, из которых можно сделать лепнину

Первоначально делали лепнину из мягкого камня, но постепенно пришли к выводу, что данный способ слишком дорогой. Тогда было принято решение изготавливать лепнину из:

  • дерева;
  • гипс;
  • искусственные полимеры.

Среди данных материалов больше всего выделяется гипс. Это самый часто используемый материал. Гипс способен проникнуть даже в самые мельчайшие уголки рельефа, расширяется по факту застывания. Дизайнерам проще всего работать именно с ним, то и объясняет популярность. А вот дерево, несмотря на свою высокую стоимость, отличается экологичностью.

Использование полиуретана, которые дешевле полистирола, обеспечивает долговечность, но главное назначение лепнины — внешний вид — портится очень быстро. Отличается экологичностью и гипоаллергенностью, их просто можно прогрунтовать водоэмульсионками и ламинировать.

Как сделать лепнину на стену своими руками?

Ваша задача будет состоять в подготовке материалов. Чтобы работать с готовой лепниной, которая относительно быстро застывает, нужно иметь понятие о том, что вы будете создавать. А именно речь идет о создании эскиза. Можно найти макет в интернете, вдохновиться чужими работами, распечатать эскиз, распечатать из пластилина, глины. Это как работа скульптора.

Приготовьте форму для отлива. Есть уже готовые силиконовые или пластиковые, которые можно купить, ежели вы не сильны в вопросах лепки. Или же сделать форму. Силиконовые проще отделить при этом от изделия готового.

Чтобы сделать лепнину своими руками, берется строительный гипс, клей ПВА или пластилин, цементную основу, при условии, что вам нужно создать небольшую конструкцию. Также приготовьте форму, шпатели и ножи, узкие кисточки, рулетки, карандаши, мерные стаканчики и линейки.

Для создания лепнины залейте водой гипс и хорошенько перемешайте. Какие брать пропорции будет зависеть от размера предполагаемого изделия: чем больше элемент, тем выше крутость смеси. Готовый состав будет иметь консистенцию густоватого теста. В общем, соотношение гипса к холодной воде принимается как 10 к 7. Добавляем для пластичности и большей сцепляемости клей ПВА. Если нужно сделать цветным раствор, следует прибавить в него пигмент или добавку, что сделает расцветку более яркой.

Заливать раствор в подготовленные формы и равномерно распределять, используя для этого кисточку и мелкие шпатели. Уже через четверть часа вы получите готовое изделие. Если вы придерживались инструкций, то извлечь лепнину не составит труда.

Часто добавляется в раствор проволочный каркас. Особенно справедливо это в случае, когда конструкция очень сложная. Вы имеете возможность экспериментировать с разными растворами, наработать навыки. Дополнительные элементы крепятся с использованием этого же раствора.

Когда изготовленная вами лепнина застынет, ее нужно будет отшлифовать при помощи наждачки с мелким зерном. Именно это помогает ей обрести гладкость и мягкость.

Как самому сделать монтаж на стену?

На финишной стадии появляется необходимость сделать крепление лепнины на стене. Для новичка данное может оказаться не очень легкой задачей, но все не так страшно. Для начала выбираем место на стене, в котором и будет располагаться декор. Нужно не только учитывать интерьер помещения, но и габариты помещения.

Стену следует зачистить от побелки и грязи, от пыли. Для правильной работы, определите границы и сделайте легкие пометки карандашом. Сделайте насечки на стене легкие при помощи зубила. Далее стена увлажняется, как и тыл конструкции изделия водой. Для скрепления и фиксации есть возможность использовать клей ПВА или столярный.

Приложить лепнину к стене. Сделать это немного притирая, а излишки клея следует сразу удалить кусочками сухой ткани либо же мелким шпателем. В крайнем случае, для особо габаритных деталей, применяются саморезные шурупы, шляпки которых маскируются. Если крепится карниз, углы образуют путем подрезания лепнины ножовкой под углом в 45 градусов и уже от него начиная формируется весь карниз.

Закрепленную на стене лепнину стоит очистить от грязи, пыли. Делается это аккуратно, дабы избежать повреждения. Конструкцию покрывают водорастворимой эмульсионкой для потолка. Таким образом, лепнина будет защищена от влаги и прослужит дольше.

Как сделать лепнину своими руками легко и просто вы также можете узнать из этого интересного видео:

Гипсовая лепнина в интерьере – достаточно распространенный способ декорации помещения, который способен привнести в дизайн комнаты нотку классического стиля и оригинальности. Это уникальный инструмент, который позволит украсить внутреннюю отделку помещения без трудоемких строительных работ. А широкое разнообразие рельефных узоров, форм и рисунков гармонично впишутся в любой интерьер.

Гипсовая лепнина представляет собой объемное рельефное украшение, которое применяется при внутренней и внешней отделке зданий. Этот материал отличается экологической безопасностью, поскольку изготовлен из натурального сырья – смеси пыли гипсового камня и воды. Также гипсовый материал является пожаробезопасным. Среди прочих достоинств материала можно выделить такие как:

  • четкость форм и линий рельефа;
  • экологичность;
  • биостойкость;
  • прочность;
  • отсутствие усадки;
  • универсальность применения;
  • возможность реставрации декоративных элементов в результате их повреждений.

Как недостаток гипса можно выделить его гигроскопические свойства, но эту проблему можно решить путем использования специальных составов для пропитки. К тому же гипс является довольно хрупким материалом.

Применение гипса в декоративной отделке

Гипс подходит для создания лепнины благодаря своим характерным свойствам. Данный материал хорошо проникает в самые мелкие трещинки и рельефные формы, за счет чего достигается высокая точность и аккуратность изделия. Для уменьшения коробления гипс следует разводить на известковой воде, которую в свою очередь нужно готовить на основе гашенной и негашеной извести.

Область применения гипсовой лепнины заключается в декорировании потолка, стен и ниш. Но в последний период сфера использования гипсового декора стала гораздо шире. Рассмотрим главные сферы использования гипсовых лепных изделий:

  1. При помощи этого материала можно разделить помещение на отдельные зоны, сделав декоративные перегородки.
  2. Довольно эффектно лепнина выглядит на фасадах зданий. Такой декор может продержаться несколько сотен лет, поэтому по причине своей долговечности гипсовые фасады пользуются высокой популярностью. При этом реставрация лепнины по цене не ударит по бюджету и изделию можно будет легко вернуть изначальный вид.
  3. Гипсовая лепнина гармонично смотрится на отделке камина, придавая ему аристократический стиль и оригинальность.
  4. К тому же такие украшения часто используются для оформления оконных либо дверных проемов.
  5. Применение элементов лепнины на стенах позволит скрыть некоторые недостатки интерьера либо скорректировать поверхность стен.

Однако с течением времени на лепнине появляются трещины, сколы, что в итоге приводит к ее разрушению. Такой исход можно предотвратить, выполнив реставрацию лепнины. Восстанавливать декоративные элементы можно самостоятельно, сэкономив при этом финансовые средства и проявив собственные творческие способности. Реставрация предполагает полное восстановление первоначального вида отделки. При этом в процессе работы нужно обратить внимание на то, чтобы границы между прежними и созданными элементами были максимально незаметны.

Лепнина, выполненная из гипсового материала, довольно хорошо поддается реконструкции. При этом следует учесть такие рекомендации по восстановлению лепных фрагментов:

  1. При повреждениях незначительного характера не потребуется производить замену деталей, достаточно лишь восстановить на местах существующих элементов образовавшиеся сколы.
  2. Гипс при желании можно окрасить в любой цвет. Предпочтительно использовать для этого краску водорастворимого или эмульсионного типа.
  3. Также на лепных фрагментах можно сделать художественную роспись. Для этого рекомендуется применять растворимые или масляные краски.
  4. Перед началом работы следует тщательно изучить характер повреждений декоративного элемента и продумать наиболее точный способ его реконструкции.
  5. В случае существенных повреждений лепнины, ее первоначальный вид следует восстанавливать по фотографиям, если они имеются.
  6. В случае если разрушение носит частичный характер, то отделку следует восстанавливать по неповрежденным фрагментам.
  7. Если на поверхности изделия имеется слой краски, его необходимо счистить, чтобы в полной мере получить представление об имеющихся дефектах.
  8. Для восстановления лепнины трещины и швы следует расшить, чтобы повторно наполнить их гипсом.
  9. Разрушенные фрагменты нужно удалить, а места сколов зачистить. Элементы отделки, которые держатся слабо, следует заново зафиксировать. После этих мероприятий лепнина готова к процессу реставрации.
  10. В случае если определенный фрагмент отделки не подлежит восстановлению, а в наличии нет фотографий с его изображением, следует изготовить деталь соответствующую общему стилю отделки.
  11. Затем производится восстановление поврежденных элементов, склеивание их и добавление изготовленных деталей.
  12. В завершение обрабатывается поверхность отделки.

Способы реставрации гипсового декора

Первый метод реставрации лепнины заключается в отливке отсутствующих фрагментов, ориентируясь при этом на сохранившиеся детали отделки. В соответствии с данной техникой восстановления первоначально нужно осмотреть имеющиеся лепные детали и выбрать подлинный элемент. Он послужит в качестве модели для реставрации. Также этот метод включает работы по ремонту фрагментов лепнины, направленные на удаление с поверхности имеющихся дефектов. После чего происходит изготовление и обработка нового элемента.
Второй метод предполагает выполнение прорезки участков рельефа, которые утратили свою четкость. Такое дефектное изменение обычно возникает при удалении клеевой или известковой покраски. Реставрационные работы предполагают изучение поверхности лепнины, приготовление необходимого раствора и обработку им мест повреждения. Затем осуществляется нанесение и прорезка рисунка.

Процесс реставрации

Отреставрировать дефекты на гипсовой лепнине совершенно не сложно, поскольку для этого не обязательно обладать специальными навыками. Достаточно лишь знать несколько основополагающих моментов. Рассмотрим детальнее каждый этап восстановительных работ.

Подготовка поверхности к восстановлению

  1. На начальной стадии проведения реставрации гипсовой лепнины нужно очистить поверхность гипсового декора от загрязнений.
  2. Затем следует убрать все эмульсионные, клеевые, масляные и лаковые наслоения. Для выполнения этой задачи нужно нанести на гипсовую поверхность клейстер густой консистенции, который следует удалить поле высыхания.
  3. В результате проделанной работы лепные детали не будут поддаваться воздействию влаги или механическим повреждениям. Данную манипуляцию необходимо выполнить для того, чтобы получить максимальное представление об оригинальном рельефе и рисунке лепнины.
  4. Далее тщательным образом подбираем и склеиваем имеющиеся фрагменты, чтобы максимально использовать подлинные элементы при восстановлении декора.
  5. Для реставрации соединяющих элементов следует применять растворенный термопласт.
  6. После излишки гипсового материала необходимо выжать и удалить при помощи лопатки или ножа.
  7. На следующем этапе отливаем недостающие детали. Также можно воссоздать целые элементы узора после подбора и склеивания отдельных фрагментов.
  8. Для отливания отсутствующих деталей необходимо подготовить художественный пластилин и силиконовую смазку. Благодаря ее использованию готовое изделие без труда можно будет отделить от пластилиновой формы.
  9. Пластилин следует хорошо размять до приобретения им мягкой консистенции и придать ему форму бруска.
  10. Затем резким движением нужно вдавить в пластилин сохранившийся элемент лепнины.
  11. После форму переворачиваем и извлекаем из нее гипсовый фрагмент.
  12. Для обеспечения качества работы следует обратить внимание на то, чтобы рельеф формы был четким.
  13. Далее смазываем форму силиконовой смазкой и заливаем в нее раствор гипса.

Приготовление гипсового раствора

Гипсовый раствор готовим следующим образом:

  1. В сухой гипс добавляем горячую воду. Это необходимо для того, чтобы ускорить процесс затвердевания состава.
  2. Далее в полученную смесь добавляем клей на водной основе. Это может быть стандартный ПВА.
  3. В результате добавления в раствор клеящего состава процесс застывания будет происходить значительно быстрее, а поверхность лепнины будет более прочной. Также поверхность, обработанная раствором с содержанием клея меньше подвержена возникновению трещин в дальнейшем.
  4. Чтобы изделию придать больше прочности также можно добавить в данную смесь небольшое количество цемента.
  5. Лицевую поверхность формы при заливке следует равномерно промазывать кистью. Это необходимо сделать для того, чтобы убрать пузырьки воздуха. В противном случае с течением времени пузырьки станут причиной появления трещин.
  6. После заполнения формы при помощи шпателя выравниваем поверхность.
  7. Готовый фрагмент извлекаем из формы.
  8. В след за этим выполняем обработку поверхности гипсового декора. Для этого с помощью гипса заполняем трещины, сколы, щели и места дефектов.
  9. При помощи химического состава укрепляем гипсовые детали, которые разрушились в результате удаления ржавых пятен, а также протечек.
  10. Ремонт лепнины завершен.

Покраска лепнины

Гипсовая лепнина имеет белую поверхность, но при желании ее цвет можно изменить. При этом важно помнить о следующих моментах:

  1. Краску лучше выбрать идентичную той, которая применялась для окрашивания стен.
  2. Если лепной декор не был до этого покрыт лаком, перед процессом покраски нужно выполнить грунтовку в два слоя.
  3. Также следует развести краску с водой и тщательно ее размешать.
  4. Для нанесения краски на поверхность лепнины рекомендуется использовать небольшую кисточку с длинным ворсом.
  5. Также можно применять кусочки ткани или губку для придания поверхности натуральной фактуры.
  6. При желании можно создать различное золочение или потертость, выполнив, таким образом, имитацию «налета времени».

Гипсовая лепнина на сегодняшний день является популярным способом декора для оформления интерьера и экстерьера зданий. Она способна придать обычным гладким монотонным стенам нотки оригинальности и разнообразия, заметно преображая внешний вид помещения.
Лепнина своими руками видео:

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Чтобы разнообразить своё жилище, можно использовать интересную отделочную технику – лепнину. Она может придать потолку скромной гостиной роскошный и царственный вид, а наружные стены здания превратить в маленькие архитектурные шедевры.

Причем современные технологии позволяют сделать всё это самому, не прибегая к помощи профессионалов. Поэтому сегодня мы узнаем, что называется лепным изделием, как происходит изготовление лепнины, про и о других не менее важных нюансах.

Особенности создания

Украшение лепниной имеет давнюю историю. Раньше для этой цели использовались в основном с алебастром (природные вещества, возраст которых превышает сто миллионов лет). Сегодня растворы для лепных изделий блещут большим разнообразием. Гипс и алебастр применяются по-прежнему, но появился еще цемент, а также современный и практичный материал – вспененный пенополиуретан (продается в готовом виде).

  • Если предстоит слепить мелкие детали сложного узора, то можно приобрести другую готовую массу, называемую восково-серно-смоляным пластилином.
  • Или термически устойчивый (но не выносящий отрицательных температур) формопласт.
  • Есть еще быстро твердеющая терракота, весьма напоминающая . Ее поверхность легко и удобно расписывать.

Предназначение

Лепнина способна стать украшением декора как внутри, так и снаружи помещений.

  • В частности, элементами, выполненными по данной технологии, можно красиво оформить потолок (при условии его солидной высоты).
  • Лепные розетки станут изящным обрамлением светильников, прямоугольные кессоны не только украсят весь потолок, но и улучшат его акустику.
  • А узорчатые карнизы помогут удачно скрыть изъяны на стыке стены и потолка.

Внутри помещений чаще всего применяют гипсовую и полиуретановую лепнину. Для отделки наружных фасадов используют в основном карнизы (в том числе изогнутые), а также лопатки, русты, филенки.

  • Окна украшают наличниками, нижнюю часть стен – пьедесталами.
  • Классикой является оформление фасадов колоннами, пилястрами, полуколоннами. Материал для этих элементов должен обладать достаточной стойкостью к атмосферным воздействиям. Например, созданный на основе цемента или полиуретана. Если используется гипс, то только гидрофобный.

Про изготовление фасадной и внутренней лепнины из полиуретана, гипса, цемента на потолок, стены в интерьере квартиры и дома читайте далее.

Состав и структура

Из гипса

Гипс – размельченный натуральный камень особой породы. Алебастр – один из видов гипса, он имеет очень тонкий помол. Гипсовое тесто часто используют для создания потолочных лепных украшений и лепнины. Для чего порошок гипса смешивают с водой, вводя в состав наполнитель и красящий пигмент (по необходимости). Смесь быстро схватывается (в течение шести-восьми минут).

Для изготовления стандартного состава берут на нужное количество от тридцати пяти до сорока пяти процентов холодной воды. При этом нельзя воду лить в порошок (так получатся комочки). Нужно гипс (используются марки от Г5 до Г25) сыпать в воду. Примесь песка в гипсе не допускается.

В качестве добавок в лепнину и лепные изделия из гипса могут использоваться:

  • мылонафт, известь, бура, водная эмульсия искусственной смолы (для замедления твердения);
  • квасцы, сульфат натрия, соль поваренная (напротив, для ускорения процесса затвердевания);
  • клей ПВА – для прочности.

Про изготовление раствора для гипсовой лепнины расскажет это видео:

Из цемента

Для создания раствора может применяться как серый цемент, так и белый или цветной . Последние отличаются более медленным твердением. Они менее стойки к холоду, а усадка у них больше, поэтому в основном используются для создания наружного декоративного слоя на сердцевине из серого цемента.

Декоративные цветные цементы получаются, когда в белый цемент добавляют определенные пигменты. Например, желтый оттенок дает охра, красный – железный сурик, зеленый – окись хрома, черный – двуокись марганца, голубой – ультрамарин и кобальт. Зная это, можно своими руками сделать цветной цемент из белого, внеся туда нужный пигмент.

В качестве заполнителей могут служить либо гранитная крошка, мелкий щебень, . Заполнители необходимо промыть. Добавляемая в раствор вода не должна включать примеси (кислоты, масла, сахар, сульфаты). Воду доливают в сухую смесь (а не наоборот).

Рецептура:

  • Одна часть цемента плюс три части песка.
  • Одна часть цемента плюс две части песка плюс две части щебенки.
  • Вода – до получения вязкого раствора. Если нужно уменьшить ее количество, добавляют пластификаторы.

Форма для лепнины

Для изделий из гипса можно использовать в качестве материалов для трафарета , пластик. Но проще всего сделать это с помощью силикона (к слову, этот же метод годится и для создания полиуретановой лепнины).

  1. Итак, сначала ищем образец, с которого будем копировать форму.
  2. Затем делаем по его размеру деревянную (фанерную, пластиковую) коробочку, наливаем туда силикон и опускаем в него форму, предварительно смазанную (растительным маслом, мыльным раствором, специальной силиконовой смазкой).
  3. После затвердения массы можно заливать туда раствор (гипсовый или полиуретановый). Перед этим внутреннюю поверхность формы каждый раз смазываем.

О способе создания бутафорской лепнины расскажет это видео: