Дом с историей. Большой дом Литейный 4 здание

Дом с историей. Большой дом Литейный 4 здание
Дом с историей. Большой дом Литейный 4 здание

В угловых помещениях первого этажа размещался торговый дом «В. И. Черепенников с сыновьями». Он стал «прародителем» находящегося в настоящее время здесь гастронома «Литейный». Литейный проспект, 12.

Доходный дом купца Черепенникова был построен в 1902 году в стиле эклектика. Архитекторы Гилев и Дмитриев сделали здание на углу Литейного и Фурштатской на петербургский манер - угол здания отмечен скошенным углом и эркером.

Участок дома №12 по Литейному проспекту на углу с Фурштатской улицей впервые был застроен в 1790 -х годах. В конце XVIII века здесь находилось двухэтажное каменное здание, лицевым фасадом выходящее на Литейный проспект.

Участком владели различные люди. Среди них числился барон Борис Александрович Фредерикс. При нем в правой части участка со стороны Фурштатской улицы был разбит сад. Фредериксу же принадлежал соседний дом №4.

В 1876 году оба участка были приобретены купцом Василием Ивановичем Черепенниковым. Василий Иванович является основателем купеческого рода. Он и его потомки занимались торговлей колониальными товарами (чай, кофе, сахар, фрукты, вино). В 1883 году Черепенников решил строить здесь новый большой доходный дом.

Архитектором Н. В. Дмитриевым был разработан проект здания, который осуществлен так и не был. Новый проект появился в 1901 году, его автором стал Петр Иванович Гилев. Именно по проекту Гилева здесь было построено новое пятиэтажное здание. В угловых помещениях первого этажа разместился торговый дом «В. И. Черепенников с сыновьями». Он стал «прародителем» находящегося в настоящее время здесь гастронома «Литейный».

В 1980 годах в бывшей квартире Черепенниковых разместилась бухгалтерия гастронома. Здесь же была открыта столовая для его служащих.

1931-1932 гг., арх. Н. А Троцкий, А. И. Гегелло, А. А. Оль, Л. П. Шишко, Н. Е. Лансере и др.

В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания Окружного суда (здание Старого Арсенала - В. И. Баженова) на Литейном проспекте № 4 в квартале между улицами Шпалерной и Захарьевской, по инициативе С. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов А. И. Гегелло, А. А. Оля, Н. А. Троцкого с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.)
В комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД, входят также «Дом пропусков» на Литейном проспекте 6, построенный И. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте Сергиевской Всей Артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - Дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая «Шпалерка», расположенной на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь» и «Шпалерными тройками» - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от НКВД, ВКП(б) и прокуратуры.
Прекрасная отделка и высокое качество работ интерьеров и фасадов отличают этот памятник советской архитектуры от других зданий Ленинграда 1930-х годов. Решенный в монументальных формах конструктивизма и выходящий сразу на три городские магистрали, он занял ведущее положение в окружающей архитектурной среде и давно стал доминантой Литейного проспекта.
Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Один из авторов проекта, архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание - «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах».
Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Оно имеет симметричную объемно-пространственную структуру и лаконичный силуэт. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их подчеркнуто вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Выразительны вертикальные объемы, угловые башни, контрастирующие своей остекленной поверхностью с центральной и боковыми частями. В то же время они спаяны в единую уравновешенную архитектурную композицию.
Главный фасад здания с парадным вестибюлем выходит на Литейный проспект. Архитектурно-пространственное решение вестибюля в уменьшенном объеме повторяется на всех остальных восьми этажах. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными искусственным мрамором черного цвета, который удачно сочетается с цветом стен, облицованных также искусственным мрамором светло-серого цвета с темными прожилками. Длинные коридоры освещаются с торцов и лестничных клеток. Вдоль коридоров по обеим сторонам расположены кабинеты, отделанные дубом. Мебель и архитектурное решение интерьеров составляют единый ансамбль.
В состав помещений здания входят зал заседаний, столовая, спортивный зал, библиотека и др. Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно. Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности. Ограждение балкона выполнено из серого мрамора. Ритм отделки зала построен на чередовании вертикальных боковых простенков с оконными проемами, идущими от пола до потолка. Этот прием подчеркивается врезанными в простенки узкими вертикальными полосками из матового стекла, за которыми скрыто освещение. Две горизонтальные полосы встроенного освещения пересекают потолок по всей его длине. На стене, за эстрадой, находится барельефный профиль В. И. Ленина, выполненный в 1932 году из белого цемента, окрашенного в желтоватый тон. Автор барельефа - скульптор Т. Каспинов.

Большой дом (Литейный 4) – неофициальное название здания НКВД, ныне там находится управление ФСБ по СПБ и ЛО и Информационный центр ГУВД.

1) Приезжий выходит из Финляндского вокзала и останавливает прохожего:
– Простите, где здесь Госстрах?
Прохожий указывает на противоположный берег Невы, где высится здание «Большого дома»: – Где Госстрах не знаю, а госужас – напротив.

2) Согласно одной из легенд «Большой дом» под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: - Какой самый высокий дом в Ленинграде? - Большой дом на Литейном. Из его подвалов виден Магадан.

3) Известно, что за все время блокады в дом на Литейном не попала ни одна бомба. Существовала легенда, что на верхнем этаже «Большого дома» якобы содержались пленные немецкие офицеры, и немецкие лётчики, зная об этом живом щите, устроенном чекистами, щадили здание

Наверное, нет такого человека, который бы не мечтал найти свою любовь. Согласно старинной Питерской легенде, есть дворик, помогающий в это деликатном вопросе. Если вы знаете уютные дворики на ул.Правды, в одном из них находится фигура железного дровосека.

Так вот, необходимо в полночь положить железную монетку к сердцу железного дровосека и загадать желание о том, чтобы найти свою любовь. Согласно легенде, после этого ритуала в течение месяца вы встретите свою настоящую любовь.

Исаакиевской деревней называли петербуржцы строительную площадку, многие годы существовавшую вокруг Исаакиевского собора.

Вид Исаакиевского собора в лесах. Литография, 1845 г.

Первый камень в фундамент ренальдиевского собора был заложен в 1762 году, а освящение монферрановского состоялось в 1858. Три поколения петербуржцев были свидетелями небывалой стройки. Многие из них ушли из жизни, так и не подозревая, что первый собор не достроят в мраморе, а второй вообще разберут до основания и на его месте начнут сорокалетнюю эпопею по возведению третьего.

Кирпичная кладка, появившаяся во времена Павла I не соответствовала парадной застройке Центральной части Петербурга. В 1809 году Александр I объявляет конкурс на проектирование нового Исаакиевского кафедрального собора, торжественная закладка которого состоялась 26 июня 1818 года. Проект создал молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию.

В 1820 году он опубликовывает альбом чертежей собора , в котором допускает ряд грубых ошибок и просчетов. Это вызывает резкую критику ведущих петербургских архитекторов. Создается специальный комитет по рассмотрению претензий к «императорскому архитектору». Комитет признает проект Монферрана неудачным и по распоряжению Александра I в полном составе принимает участие в его исправлении. Строительство приостанавливается и возобновляется только спустя пять лет.

Учитывая особенности петербургской почвы, в основание собора забивают 10 762 сваи. Только через три года началась изумившая и восхитившая современников установка колонн, каждая из которых весом в 114 тонн и высотой 17 метров поднималась и занимала свое место при помощи специальных кабестантов (рычагов) всего за 45 минут.

Давольно оригинальной особенностью строительства стала установка колонных портиков при полном отсутствии стен собора. Затем возвели стены, увенчанные купольным барабаном из 24 колонн, поддерживающих сам купол. Только процесс золочения купола, колоколен и крестов продолжался целых восемь лет.

Один из самых известных мостов Петербурга – Аничков на Невском проспекте. Его четыре скульптурные композиции “Человек, укрощающий коня” поставили это чудо инженерного искусства в один ряд с шедеврами мирового уровня.

Если верить старинному преданию, ваятель коней , барон Петр Карлович Клодт, пользовался особым расположением царя Николая I, слывшего большим любителем верховой езды.

Однажды во время конной прогулки, на которую был приглашен и барон, лошадь скульптора понесла, и тому с трудом удалось справиться с ней.

В пылу обуздания скакуна Петр Карлович обогнал императора, что было строжайше запрещено придворным этикетом.

Все замерли, ожидая государева гнева, но тот лишь рассмеялся и бросил Клодту с иронией: “Что ж, братец, ты лепишь коней куда лучше, чем ездишь на них”.

По другой версии, следующего по Невскому во главе кавалькады Николая I обогнал злополучный барон.

К счастью для последнего, процессия оказалась в этот самый момент на Аничковом мосту, и император лишь тихо произнес: “За этих – прощаю!” И Клодта помиловали.

Объезжая наиболее пострадавшие от наводнения прибрежные места на Петергофской дороге, Александр I посетил одно селение, которое было совершенно уничтожено стихией. Разорённые крестьяне собрались вокруг императора и горько плакали.

Вызвав из их среды старичка , “Всё, батюшка царь, всё погибло! Вот у афтова домишко весь унесло и с рухлядью, и с животом, у афтова двух коней, четырёх коров затопило, у афтова…” и т. д.

“Хорошо, – сказал император, – это всё у Афтова, а у других что погибло?” Тогда объяснили Александру, что старик употреблял “афтово” вместо “этого”.

Посмеясь над своей ошибкой, государь приказал выстроить на высокой насыпи деревню и назвать её Автово. В давние, допетербургские времена, как свидетельствуют топографические планы XVII века, в ряду других, более или менее мелких поселений, ютившихся невдалеке от залива, стояла небогатая финская деревушка Аутово. Как полагают исследователи, название это восходит к финскому слову “ауто”, что означает “пустошь”. Жизнь поселян из поколения в поколение сводилась к добыче пропитания в открытом море и к спасению нехитрого скарба, когда море обрушивалось на сушу.

Тогда предусмотрительно собранные дома превращались в плоты , умело управляемые терпеливыми поморами. Едва стихия сменяла гнев на милость, как Аутово вновь дымило кострами, мычало коровами и звенело ребячьим смехом.

Возможно, и не догадывались жители Аутова, что в нескольких верстах от их хижин перемещаются государственные границы, меняется гражданская принадлежность обывателей, возводится новая столица, определяется и их судьба.

В 1704 году вдоль взморья, сквозь глухие леса и цепкие кустарники пробивается благоустроенная дорога к строящимся Кронштадту и Петергофу.

Земли вдоль дороги щедро раздавались приближённым для освоения, благоустройства, строительства загородных особняков, путевых и увеселительных дворцов, разбивки садов и огородов.

Население придорожных деревень увеличивается и становится многонациональным, что вообще свойственно молодому Петербургу.

Постепенно финское Аутово русифицируется в Автово. Границы его раздвигаются и становятся расплывчатыми.

К началу 20 века Автово вмепсте с другими подобыными поселениями становится предместьями северной столицы.

В 1801 годуна Петергофское шоссе из Крондштадта переводят Санкт-Петербургский казённый чугунный завод, который в 1868 году приобретает чиновник Морского министерства инженер Н.И.Путилов.

Очень скоро Путиловский завод становится одним из крупнейших предприятий России.

Предприимчивый владелец завода пристраивает к нему судостроительную верфь(ныне Северную), строит Морской порт с судоходным Морским Каналом и железной дорогой.

Будничная жизнь путиловских предприятий становится жизнью Автова.А территория бывшей деревни стала территорией огромного юго-западного района.

Многие, вероятно, видели фигуры грифонов на Банковском мосту , который находится на канале Грибоедова, однако не все знакомы с их историей.

В 1936г мост был декорирован четырьмя скульптурами этих фантастических существ с позолоченными крыльями и фонарями над их головами. Изготовлены они были из чугуна выдающимся скульптором П. П. Соколовым.

Они не только украшают Банковский мост, но и выгодно скрывают закрепляющие цепи. В народе поверье, что если поцеловать златокрылого полу-льва полу-орла или оставить монетку на одной из его лап, то этот нехитрый прием поможет Вам решить Ваши финансовые проблемы.

Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) – легенда о сорока заживо погребенных священниках.

Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.

Сейчас на Смоленку лучше идти ночью и в будние дни, Идти от входа в глубь кладбища, а потом резко на лево, там кладбище будет по спокойнее, может быть вы встретите даже пару готов… Но если же вы хотите максимум приключений, то главного входа поверните направо….

Лидер рок-группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина влюбилась в Питер с первого взгляда. Она не побоялась оставить родителей, университет и переехать из родного Магадана в совершенно незнакомый город. Но, чтобы Питер принял ее, пришлось пройти инициацию – посвящение. Питерские друзья сказали Диане, что для этого нужно забраться на самую главную крышу города – крышу дома № 4 по Гороховой улице.

Диана Арбенина, музыкант: «Ты идешь тайком по лестнице, очень тихо пробираешься на последний этаж, а потом выходишь на маленький пятачок, откуда видно весь город. Там очень высоко – ты вровень Исаакиевскому собору. Эта крыша настолько проникновенное место, она даже стала местом паломничества наших фанатов. Потому что именно здесь, я считаю, началась группа «Ночные снайперы»».

Теперь певица уверена, что крыши – это самые мистические места в Санкт-Петербурге, здесь сбываются все желания. Сразу после этого восхождения на питерскую крышу Диана познакомилась со Светланой Сургановой. Так родилась группа «Ночные снайперы». Никому не известные девушки всего за два года покорили не только Питер, но и всю страну. Считается что эта крыша никогда не пустит на себя злых людей.

Многие полагают, что город Санкт-Петербург назван в честь своего великого основателя Петра I , однако это не так.

Это даже не совсем легенда, а скорее обычное заблуждение, которое основано на незнании фактов и совпадении имен.
Петр Алексеевич Романов родился 29 июня 1672 года в Петров день. Еще задолго до основания города Петр I мечтал назвать крепость в честь своего небесного покровителя. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот Росси, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного.

Мечта Петра осуществилась, Санкт-Петербургская крепость выросла не невских берегах и дала имя городу. В XX веке Санкт-Петербург трижды менял имя (Петербург – Петроград – Ленинград) и крепость тоже его сменила, ее начали называть Петропавловской.

Во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись , вырезал два пласта дерна,-положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу».

Затем начал копать ров, в который поставили высеченный из камня ящик. Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским». В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем.

На месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. Неизвестно откуда взявшийся орел опустился на перекладину. Петр взял его, посадил на руку и вошел в ещё не существующий город.

Военная весна 1703 года принесла, наконец, России долгожданную викторию. После ряда жестоких поражений, отброшенный на восток, почти прижатый к материку, отчаянно за него цепляясь, увязая в болотах и теряясь в практически на одном энтузиазме да на фанатичной преданности горстки единомышленников Петр овладевает шведской крепостью Ниеншанц.

Однако Петр отказывается закрепиться в Ниеншанце. так как считает, что «мал, далек от моря, и место не гораздо крепко от натуры». Выбор пал на удобно расположенный Заячий остров (по-фински Ени-саари). Даже не укрепленный, остров представлял собой естественную преграду в устье Невы. На нем и была заложена крепость. Под её защитой на соседнем Березовом острове возник город.


Неизвестно, как сейчас, но еще три десятилетия назад это здание было известно любому жителю Ленинграда. И между тем не было, наверное, ни одного ленинградца, желающего попасть в это здание добровольно. Наводящее ужас, окруженное легендами, называемое в народе просто "Большой дом", здание КГБ на Литейном проспекте стало настоящим символом террора.

На месте Большого дома когда-то стояло здание Окружного суда. Но в дни февральской революции оно стало жертвой революционного пыла общественности: его уничтожили вместе с прочими символами ненавистной монархии. Несколько лет здание простояло разрушенным, а в начале тридцатых годов, увеличив свободную площадь за счет находившейся рядом Сергиевской Всей Артиллерии церкви, здесь построили Большой дом.

Дом №4 спроектировали три архитектора - А.И. Гегелло, Н.А. Троцкий и А.А. Оль. Монументальное, построенное в актуальном на тот момент стиле конструктивизма, здание Большого дома выходило сразу на три городские магистрали. Общие коридоры и переходы соединяли его с соседним зданием - №6, и со старой царской тюрьмой "Шпалеркой", ставшей Домом предварительного заключения. Переход между Большим домом и "Шпалеркой" в народе называли "Мостик вздохов". Согласно неписаному тюремному "этикету", при встрече заключенных в этом коридоре одного из них конвоиры останавливали и поворачивали лицом к стене, чтобы избежать любого контакта. Тихие вздохи были единственным способом для заключенных показать свое присутствие.

Разумеется, вокруг здания сразу же возникло огромное количество легенд. Одна из них (популярная и до сих пор) гласит, например, что под землей Большой дом имеет столько же этажей, сколько над землей. Это даже породило анекдот: "Какой самый высокий дом в Ленинграде?" "Большой дом на Литейном. Из его подвалов виден Магадан". Согласно второй легенде, создатели Большого дома окончили свои дни здесь же: чекисты просто не могли допустить, чтобы люди, знавшие все секреты, входы и выходы Большого дома, разгуливали на свободе. (Кстати, о входах и выходах: еще одна легенда гласит, что Большой дом и находящийся на противоположном берегу Невы следственный изолятор Кресты для удобства соединены подземным переходом).

А вот не легенда, а подлинный факт: за все годы войны в Большой дом не попала ни одна бомба. И это удивительно, учитывая количество бомбежек и высоту здания на Литейном. В народе это объясняют тем, что советские чекисты устроили на верхнем этаже здания "живой щит": держали там пленных немецких офицеров, и летчики якобы знали об этом.

Сейчас в здании работает Управление Федеральной службы безопасности РФ по Санкт-Петербургу. В последний раз Большой дом оказался в центре скандала в связи с нашумевшей

Административное здание Управления ФСБ и Информационного центра ГУВД, прозванное в народе «Большой дом» находится по адресу Литейный проспект , д.4. В 19 веке на этом месте располагался Старый арсенал (Пушечный двор). В 1865 году он был передан Окружному суду и Судебной палате, здесь проходили самые громкие политические судебные процессы того времени. Рядом находился и Дом предварительного заключения. В феврале 1917 года Окружной суд был разгромлен восставшими, а в 30-е годы взорвали и соседнюю с ним «Артиллерийскую» церковь 18 века

По инициативе С.М. Кирова на этом месте были построены два соединенных между собой переходами административных здания: дом № 4 по проекту архитекторов А. Гегелло, Н. Троцкого, А. Оля и дом № 6, возведенный под руководством архитектора И. Беспалова. Величественные, монументальные здания в стиле конструктивизма выходят на Литейный проспект, улицы Шпалерную и Чайковского.

Они стали архитектурными доминантами этого района и, в частности, Литейного проспекта. К нему обращен главный фасад дома №4, его первый этаж облицован красным гранитом, а угловые башни имеют большие остекленные поверхности. На каждом из 8 наземных этажей - небольшой холл с эффектно облицованными черным мрамором столбами, отделанные дубом кабинеты располагаются вдоль длинного коридоров. Здесь предусмотрен зал заседаний, спортзал, столовая, библиотека. На седьмом этаже располагается огромный, высотой в два этажа, зал заседаний, называемый «Красным», со сценой, огражденным серым мрамором балконом, оконными проемами, - от пола до потолка. В простенки зала врезаны узкие вертикальные полоски из матового стекла, за ними скрыто освещение. Две полосы встроенного освещения пересекают и потолок зала по всей его длине. Стены зала облицованы искусственным розовым мрамором, стена сцены украшена профильным барельефом В.И. Ленина работы скульптора Т. Кспинова.

С 1932 года в зданиях располагается управление НКВД, а позже сюда же переехало и управление КГБ. Большой дом стал зловещим символом сталинских репрессий. Через его кабинеты прошли тысячи лучших людей Ленинграда, многих из них ждал расстрел. Здание было овеяно множеством легенд. Согласно одной из них, под землей у него столько же этажей, сколько и над землей. С горькой иронией ленинградцы утверждали, что Большой дом на Литейном, - самый высокий в городе, ведь из его подвалов виден Магадан. Бытует также легенда, что во время войны на верхнем этаже дома был устроен «живой щит» из пленных немецких летчиков и офицеров. Как бы там ни было, ни одна бомба не упала в Большой дом за все время длительной блокады города.